Выдающийся врач и организатор здравоохранения. Жизнь и судьба доктора Тучемского

Сильвестр Тучемский

Выдающийся врач и организатор здравоохранения. Жизнь и судьба доктора Тучемского.

 

Впервые прочитал о докторе Тучемском в книге Е.Д. Петряева «Литературные находки» (Киров, 1966, с.34-35).

И вот месяц назад удалось найти архивное дело о докторе Тучемском

Из письма Горного начальника Камско-Воткинского завода в адрес вятского губернатора от 15 июня 1843 года:

«Считаю своим долгом сообщить Вам о заслугах старшего медика Воткинского завода, доктора медицины и хирургии , надворного советника Сильвестра Федоровича Тучемского. Эти заслуги должны быть разделены на две части:

  1. На заслуги, оказываемые им по месту служения заводским людям.
  2. На заслуги, оказываемые им людям постороннего ведомства, прибывающим для врачевания к нему из разных губерний.

По части заводской, продолжая службу с 1826 года и пользуя всегда с отменным успехом во всякого рода болезнях, он учредил в госпитале и аптеке отличный порядок. Так что в бытность на сем заводе Его Императорского Высочества Государя Наследника Александра Николаевича, находившийся при нем лейб-хирург Енохин по обозрению госпиталя в моем присутствии донес Его Императорскому Высочеству, что госпиталь, управляемый доктором Тучемским, должно считать, по внутреннему его порядку, наряду с лучшими благоустроенными госпиталями (2).

Кроме того, доктор Тучемский сделал весьма много всяких открытий по части ботаники. От этого растения, дотоле покупаемые, он заменил растениями туземными, посредством чего доставил самую важную выгоду от сбережения денег на покупку их.

При установленном порядке врачевания больных, которых постоянно находится в Воткинском госпитале от 70 до 100, а, в настоящее время, до 300 человек, не включая в то число пользуемых в квартирах мастеровых жен и детей, которых круглым счетом бывает до 30 человек в день. Таким образом, он, с начала вступления в управление госпиталем и ассигнования суммы на лечение 70 больных, доставил казне выгоды против штата до 65.000 рублей ассигнациями, в чем удостоверяют ежегодные по госпиталю отчеты.

При всем этом он ввел лучший порядок отчетности по аптеке и тем упростил саму отчетность.

По части врачевания людей разных классов и состояний доктор Тучемский вниманием своим к болящим, благоразумием и долговременной опытностью приобрел такое доверие, что Воткинский завод сделался местом стечения больных с самыми запущенными болезнями. Причем, не только из Вятской губернии, в которой стоит завод, но даже из Пермской, Оренбургской и Казанской губерний, прилегающих к Вятской губернии.

Эти люди прибегают к нему для получения пособий и советов, особенно в глазных болезнях. Он, посредством своего искусства, безвозмездно возвратил многим семейное счастье и многим бедным семействам для пропитания их возвратил отцов и матерей, в особенности из класса государственных крестьян.

К славе его искусства, между прочим, должно отнести и чудесное исцеление слепоты подпоручика Гельвига.

Таковые полезные и безвозмездные труды свои доктор Тучемский продолжает и теперь с равным и постоянным усердием, чему я ежедневный очевидец и свидетель.

А находящихся под непосредственным его руководством шести лекарских учеников, поступивших в сие звание из детей мастеров завода, постоянно наставляя при постелях больных, внушает им познания не только до фельдшера касающиеся, но наставил их, внутренние болезни часто в практике встречающиеся, верно распознавать и в отсутствии врача назначать приличный способ врачевания.

На этом основании, некоторые из учеников его, с моего разрешения, приглашаются для помощи больным в Ижевский завод и уездные города Сарапул, Глазов и Мензелинск.

При сем случае доктор Тучемский оказал немаловажную услугу, ибо образование такого числа лекарских учеников в фельдшерских школах, полагая для каждого курс в четыре года, стоило бы казне в 12.000 рублей ассигнациями.

С другой стороны заслуги  доктора Тучемского в отношении пособий страждущим людям неоценимы.

Доктор Тучемский, находясь при постоянных трудах, ничего не упускает из виду, что только может служить в пользу ближнего. Он усовершенствовал в Воткинском заводе прививание от оспы, которое, до поступления его на службу, в полной мере не было развито.

Доктор Тучемский своим благоразумием, советами и наставлениями внушил спасительную меру оспопрививания каждому отцу семейства. Под его руководством оспопрививание было сделано 13.000 детей, за что уже награждены его два лекарских ученика серебряными медалями.

За неимением в Воткинском заводе ветеринарного врача, доктор Тучемский, в случае надобности, исправляет и его должность, оказывая своими советами пользу при появлении эпидемических болезней на лошадях и рогатом скоте, как на заводе, так и в селениях.

А потому, убеждаясь постоянно усердной и ревностной службой доктора Тучемского, я считаю своим долгом просить Ваше Превосходительство необыкновенные заслуги его, особенно по безвозмездному врачеванию людей не принадлежащих к горному ведомству и во множестве к нему стекающихся, искусством его, получая исцеление, довести до сведения Государя Императора.

Горный начальник, полковник Чайковский (1)».

(ГАКО, ф.582, оп.17, д.32, л.3-6).

Из формулярного списка доктора медицины и хирургии, надворного советника Тучемского за 1845 год:

«Тучемский Сильвестр Федорович родился в 1792 году в семье священника. В 1813 году окончил Волынскую духовную семинарию.

12 августа 1823 года окончил Императорскую Санкт-Петербургскую  медико-хирургическую академию, выпущен лекарем 1 отделения и определен на Горно-Благодатские заводы.

5 декабря 1823 года определен лекарем Кушвинского завода.

18 января 1826 года утвержден Императорской медико-хирургической академией в звании медико-хирурга.

22 апреля 1826 года переведен в Воткинский завод Вятской губернии.

За отличные познания, усердие по службе и успехи в пользовании больных в январе 1830 года награжден годовым жалованием в 2.000 рублей.

За безвозмездное пользование крестьян удельного ведомства в августе 1830 года Всемилостивейше пожалован бриллиантовым перстнем стоимостью 900 рублей.

22 мая 1831 года утвержден Императорской медико-хирургической академией в звании доктора медицины и хирургии.

За образование для удельного ведомства 19 фельдшеров Всемилостивейше пожалован кавалером Ордена Святой Анны III степени 14 декабря 1836 года.

14 мая 1837 года произведен в надворные советники.

22 августа 1840 года пожалован знаком отличия беспорочной службы за 15 лет.

Женат на помещице Казанской губернии.

Сын Николай, родился в 1828 году.

Сын Василий, родился в 1830 году.

Дочь Мария, родилась в 1834 году.

Сын Владимир, родился в 1835 году.

Дочь Анна, родилась в 1837 году.

Сын Валериан, родился в 1839 году.

Сын Александр, родился в 1841 году.

(ГАКО, ф.582, оп.17, д.32, л.14-17).

В 1835 году доктор Тучемский организовал первую в Вятской губернии фельдшерскую школу. Был домашним врачом семьи Чайковских, лечил М. Е. Салтыкова-Щедрина, отбывавшего вятскую ссылку.  За работу «Медико-топографическое описание Воткинского завода» в 1831 году  получил степень доктора медицины. Был удостоен  орденов Святой Анны 2-й степени,  Святого Владимира 4 степени, Золотой медали Вольно-экономического общества России за борьбу против оспы.

В 1862 году действовал частный госпиталь в Средне-Рождественском заводе, которым заведовал, по совместительству, врач Камско-Воткинских заводов Сильвестр Фёдорович Тучемский, приезжавший регулярно в Ножовку. Здесь же находились аптека и богадельня.
Скончался доктор Тучемский в городе Воткинске 16 марта 1868 года.

Немного о больницах удельного ведомства:

«По штатам удельного управления, утвержденным 15 мая 1839 года, при каждой удельной конторе полагался медик и ветеринарный врач.  Жительство их было назначено в том городе, где находилась удельная контора, но периодически они должны были объезжать все имение (ветеринар обязательно не менее четырех раз в год).

Главной задачей того и другого было принятие необходимых мер к прекращению повальных болезней и потому при первом известии о появлении эпидемий и эпиозотий, медики или ветеринары, по принадлежности, должны были тотчас выезжать на место, вести там лечение и вместе с тем руководить действиями низшего медицинского персонала. Затем на медиках лежало заведование удельными больницами, а во время объездов они контролировали действия удельных фельдшеров и лечение ими крестьян по домам. Причем там, где лечение домашнее было неудобным, а удельной больницы вблизи не было, медики должны были делать распоряжение о помещении больных, на удельный счет, в ближайшую больницу гражданского ведомства.

С 1838 года к обязанностям удельных врачей и ветеринаров прибавилась новая – подготовка для удельных имений низшего медицинского персонала. Первый толчок к образованию такого персонала дала холера. В 1831 году, например, в вятском имении 19 человек из наиболее способных оспопрививателей отданы были для обучения фельдшерскому искусству к доктору казенного Воткинского завода Тучемскому, заявившему желание безвозмездно обучать их. В 1832 году 10 человек из них, после проведенного в Петербурге испытания, были признаны достаточно подготовленными и размещены фельдшерами в вятском имении.

Циркуляром от 31 августа 1838 года Департамент уделов постановил, что в каждом имении должно быть выбрано и отдано в обучение медику при конторе по три крестьянских мальчика, причем обучение должно продолжаться от двух до четырех лет, смотря по способностям и успехам. Выбор таких учеников предоставлено было делать управляющим конторами. Мальчики выбирались 16-18 лет, грамотные.

Медики должны были обучать мальчиков: «Собирать, хранить и употреблять лекарственные растения. Распознавать болезни, составлять и употреблять лекарства, лечить ушибы переломы и вывихи костей, порубки, ознобы, обморожения, укушения бешеных собак, ужаления змей. Пользовать простыми средствами лихорадки, ломоты, водяную болезнь, кашель, понос, некоторые глазные боли, чесотки, лишаи, разные раны. Давать помощь угоревшим, утопшим, громом пораженным, замерзшим, отравленным. Подавившимся, умирающим от кровотечения, опившимся и прочим».

Они, кроме того, помогали доктору и фельдшеру. По окончании учения они подвергались испытанию в местной врачебной управе и, получив свидетельство на звание фельдшера, размещались по удельным селениям, причем, большей частью, возвращались в свои семьи.

Удельные фельдшера снабжались, за свет уделов, необходимым инструментом, книгами и пособиями. Они были обязаны лечить крестьян бесплатно, доносить врачу о появлении повальных или каких-либо особенных болезней и принимать первые меры к прекращению эпидемий. Параллельно с подготовкой фельдшеров, шла подготовка персонала сельских ветеринаров.

С 1843 года было положено иметь аптеку при каждой удельной конторе, причем там, где была больница, контора присоединялась к ней. Заведовал такой аптекой, под надзором врача, один из фельдшеров, специально для этого назначенный. Он был обязан отпускать бесплатно, по предписаниям врача, лекарства удельным крестьянам.

Лечение в удельных больницах производилось бесплатно. Принимались туда только удельные крестьяне, как той губернии, где больница была открыта, так и временно проживавшие из других губерний, а также проживавшие в удельных селениях отставные нижние чины. В каждой больнице существовали отделения мужские и женские и особая аптека. Заведовали больницами состоящие при конторах медики, подчиненные управляющим конторами.

В слободе Кукарка Яранского уезда больница на 24 койки была открыта в 1841 году. На больницу было выделено 8404 рубля (постройка и обзаведение) Ежегодное содержание – 995 рублей. В 1841 году была открыта больница на 24 койки в городе Сарапуле. Она была размещена в одном из существовавших удельных строений. Единовременные затраты на реконструкцию и обзаведение – 1500 рублей. Ежегодное содержание – 1500 рублей.

Высочайшим Указом от 3 марта 1861 года отменена была общественная запашка, из доходов которой составлялся хлебный крестьянский капитал, на счет коего содержались, между прочим, удельные больницы, а капитал уже ранее составленный получил другое назначение.

Поэтому в 1862 году было решено все существовавшие за счет этого капитала удельные больницы закрыть. А крестьян, пока они находятся в заведовании удельного ведомства помещать в случае заболевания в казенные больницы, производя плату за лечение из особого сбора на лечебную часть, который для этого и был введен в удельных имениях. Согласно этому постановлению с 1 июля 1863 года была закрыта больница в Сарапуле. Что же касается больницы в слободе Кукарка, то местное крестьянское общество приняло ее на свой счет».

История уделов за столетие их существования. 1797-1897. Том второй. СПБ, 1901, с.360-362, 367.

Примечания

(1) Чайковский Илья Петрович, родился 20 июля 1795 года в городе Слободском Вятской губернии.

В метрической книге Вознесенского и Екатерининского собора от 20 июля 1795 г. есть запись в разделе «О рождающихся»: «Находящегося города Слободского в должности городнической Петра Федоровича Чайковского сын Илья».

После окончания Вятского двухклассного народного училища (1806—1808), в 13-летнем возрасте, Илья Петрович поступил на работу на Ижевский завод, где работал копиистом (в должности унтер-шихтмейстера). В этом же звании в 1811 году работал на Воткинском заводе.В 1811 году поступил в Горный кадетский корпус в Санкт-Петербурге, но закончил его спустя 6 лет (в 1817 году) с большой серебряной медалью (стандартный срок обучения в кадетском корпусе 3 года). Два года (1818—1820) проработал в Пермском горном правлении помощником главного маркшейдера по чертежной части. С 1820 по 1828 год работал на различных должностях в департаменте Горных и Соляных дел. В 18281831 годах преподавал горную статистику и горное законоведение в двух высших классах Горного Института. Со 2 января 1831 года — управляющий Онежским Соляным Правлением. Занимался благоустройством села Леденгское с богатыми соляными месторождениями, открыл там училище и организовал духовой оркестр. С 1825 года в «Горном журнале» публиковал научные статьи.

С 1826 по 1831 год — состоял членом Учёного комитета по горной и соляной части. В 1836 году получил чин обер-бергмейстера, а в следующем году получил звание подполковника и был назначен начальником Камско-Воткинского горного завода.

В период его руководства (1836—1848) впервые в России было введено пудлинговое производство железа, и началась постройка первых пароходов, начиная с парохода «Асхабад», который был построен англичанином Карром и спущен на реку Каму. В 1842 году получил чин полковника за отличия в службе.

С 6 февраля 1848 года до 1858 года был в отставке в чине генерал-майора, и в это время управлял частными Алапаевскими и Невьянскими заводами наследников Яковлевых.

Приобретенный в Воткинске опыт использовал, работая на Алапаевских заводах под Екатеринбургом.

С 10 октября 1858 года снова поступил на государственную службу — был назначен директором Технологического Института в Санкт-Петербурге. Его деятельность была направлена на преобразование Института в высшее учебное заведение.

8 марта 1863 года окончательно вышел в отставку.

Умер 9 января 1880 года в Санкт-Петербурге.

 

(2) Во время посещения Воткинского завода Цесаревич останавливался в доме горного начальника – Ильи Петровича Чайковского, отца знаменитого композитора, который появился на свет тремя годами позже. За вечерним чаем Цесаревич живо расспрашивал Илью Петровича о службе на соляных заводах, которыми он прежде управлял, «о свойстве тамошних и здешних жителей, об обществе, о музыке и весёлостях».

Кроме заводских дел Цесаревича, как сказано в старинных документах, интересовала работа в заводском госпитале, которым руководил доктор Сильвестр Федорович Тучемский. Госпиталь, аптекарский огород при нем и парк располагались в 2 верстах от завода, которые наследник и посетил.

Именно здесь, в Госпитальном парке, после осмотра всего медицинского заведения, «оставшись весьма доволен состоянием дел в нем», и, отметив отличную профессиональную работу доктора Тучемского, Цесаревич посадил лиственницу, которая со времен его предка Петра I, всегда считалась «царским деревом». Невзирая на все политические катаклизмы, лиственница сохранилась.

 

Полная версия: http://xn—-7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai/articles/060322-vyidayushhiysya-vrach-i-organizator-zdravoohraneniya-zhizn-i-sudba-doktora-tuchemskogo

 

Александр Рашковский, краевед, 17 августа 2014 года.