Введение в современную литературу. Высоцкий: творчество и жизнь. Начало.

Введение в современную литературу.

Высоцкий: творчество и жизнь.

Филологический факультет ЧГПУ, гр. «В».

Швец Г.Л. 09 -10.07.1994 (дата подлинная).

 

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Что есть стихи? Естественность.

Что есть стихи? Таинственность.

И вовсе не поверхностность,

Предельнейшая искренность.

 

Чужды-чужды напыщенность,

Искусственность, наигранность.

Абсурдна заразительность,

Порочна ограниченность.

 

Вульгарна интригованность

Событий неиспытанных –

Какая-то оторванность

От чувств невыразительных.

 

Что есть стихи? Ответственность

За праведных, неправедных.

И вся самоотверженность

Средь строчек приснопамятных.

Г. Швец, май 1992 года.

В издательстве «Современник» (Москва, 1988) вышел сборник стихов под названием «Нерв». Это третье издание, в котором находим очень скупые строки из биографии автора: Владимир Семёнович Высоцкий (1938 — 1980) родился в Москве; учился в инженерно-строительном институте, причём ушёл с первого курса; затем – в школе-студии МХАТа, которую окончил в 1960; работал в Театре им. Пушкина, Театре миниатюр, а с 1964 – в театре на Таганке; снимался в кино, сыграл более двадцати пяти ролей; свои признанные произведения использовал во многих фильмах, спектаклях; песни записаны на грампластинки, транслировались по радио и телевидению; стихи публиковались в «Литературной газете», «Советской России», альманахе «Две поэзии» и др. изданиях.

Правомерен вопрос: почему у человека, чья популярность не находила предела у интеллигента и у прочего обывателя, такое сжатое бытие на нашей земле? Имеет место  чёткий ответ, который заключается в том, что главное для автора – его Творчество. Именно в нём (Творчестве) он сжигает себя. Здесь другая шкала ценности человеческой жизни – не щадя самого себя.

Общеизвестно, что Высоцкий как-то особенно тепло относился к творчеству Есенина. Спектакль «Пугачёв», где первый исполнял роль Хлопуши на высочайшем эмоциональном подъёме, показал редкую близость актёра с образом самого Есенина. У последнего, кстати, прекрасно читавшего свои стихи, есть строки, раскрывающие назначение поэта.

…Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Из живого перевоплощения Высоцкого это может означать только одно – принятие жертвенности, поэтики «от первого лица», горячего стремления отдать слушателю жар своей души…

В «Моей цыганской», написанной зимой 1967 — 68, Высоцкий называет то, с чем не согласен, в чём основа бесчеловечной Системы, опрокидывающей человека.

…Я – по полю вдоль реки;

Света – тьма, нет Бога!

В чистом поле – васильки,

Дальная дорога.

Вдоль дороги – лес густой

С бабами-ягами,

А в конце дороги той –

Плаха с топорами.

 

Где-то кони пляшут в такт,

Нехотя и плавно,

Вдоль дороги всё не так,

А в конце – подавно.

И не церковь, не кабак –

Ничего не свято!

Нет, ребята, всё не так!

Всё не так, ребята!..

 

Именно там, где «всё не так!», писал Высоцкий в 1971 своим друзьям и поэтам («О фатальных датах и цифрах»).

…”Cлабó стреляться”?! В пятки, мол, давно ушла душа!”

Терпенье, психопаты и кликуши!

Поэты ходят пятками по лезвию ножа –

И режут в кровь свои босые души!

 

На слово “длинношеее” пришлось три “е”, –

Укоротить поэта – вывод ясен,

И нож в него! – но счастлив он висеть на острие,

Зарезанный за то, что был опасен!

Здесь не столько перекличка с Есениным — собратом по оружию, здесь констатация призвания настоящего поэта – гореть. Но созидая, открывая правду, уничтожая ложь через «общепринятый» официоз.

 

В «Балладе о борьбе» (1973) в строках –

…Ты поймёшь, что узнал,

Отличил, отыскал

По оскалу забрал –

Это смерти оскал! –

Ложь и зло, – погляди,

Как их лица грубы,

И всегда позади –

Вороньё и горбы!   –

Высоцкий ещё раз определил и предвидел жёсткий срок своего пребывания на бренной земле. Ритмичный хорей очень похож на лермонтовский стиль стихосложения. А судьба Лермонтова трагична.

Однако, если у Лермонтова, не желающего терять своё лицо с паразитирующим обществом, нет выхода, выжить и не скурвиться Высоцкому помогает авторская песня. Автор, видя слушателей, отчётливо осознавал, что нужен стране. И эта бардовская страсть, помноженная на штучную индивидуальность, съедала его, заставляла гореть и творить на пределе человеческих возможностей. Иначе жить он не мог – да и не хотел.

«Охота на волков» (1968) – ключ к пониманию творчества Владимира Семёновича, квинтэссенция душевного надрыва, ярко выходившего на первый план в его произведениях.

Рвусь из сил – из всех сухожилий.

Но сегодня – опять как вчера;

Обложили меня, обложили –

Гонят весело на номера!

 

Из-за елей хлопочут двустволки –

Там охотники прячутся в тень, –

На снегу кувыркаются волки,

Притаившись в живую мишень.

 

Идёт охота на волков, идёт охота –

На серых хищников, матёрых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу – и пятна красные флажков.

Разумеется, Автор – волк, которого обложили ввиду «нелживой» правды, рвавшейся из микрофона хриплым голосом.

Трагедия Высоцкого в другом. Человек — Бард — Автор не может изменить время, в которое ему суждено жить свыше. Время – данность: если художник с ним не согласен, он предъявляет свою программу, выступая врачевателем общества. Но поскольку нельзя лгать в стихах, поскольку нельзя изменять себе, Высоцкий разрушал сложившуюся тоталитарную систему изо всех сил, которые имели-таки тенденцию к угасанию.

Не об этом ли «Спасите наши души (1967)?

…Спасите наши души!

Мы бредим от удушья.

Спасите наши души!

Спешите к нам!

Услышьте нас на  суше –

Наш SOSвсё глуше, глуше, –

И ужас режет души

Напопалам…

Через три года Высоцкий дал интервью, которое было помещено в стенгазете самодеятельного клуба авторской песни «Менестрель». Приводя этот текст интервью-исповеди, не могу не рассматривать его как страницы биографии.

Имя, отчество, фамилия: Владимир Семёнович Высоцкий.

Профессия: Актёр.

Самый любимый писатель: М. Булгаков.

Самый любимый поэт: Ахмадулина.

Самый любимый актёр: М. Яншин.

Самая любимая актриса: З. Славина.

……… фильм, кинорежиссёр: «Огни большого города», Чаплин.

……… страна, к которой относишься с симпатией: Россия, Польша, Франция.

……… идеал женщины: Секрет всё-таки.

……… замечательная историческая личность: Ленин, Гарибльди.

……… выдающийся человек современности: Не знаю таких.

Черты, характерные для твоего друга: Терпимость, мудрость, ненавязчивость.

Любимые черты в характере человека: Одержимость, отдача  (не только на добрые дела).

Отвратительные качества человека: Глупость, серость, гнусь.

Твои отличительные черты: Разберутся друзья.

Любимый цвет, цветок, запах, звук: Белый, гвоздика, запах выгоревших волос, звук колокола.

Какое событие стало бы самым радостным: Премьера «Гамлета».

А какое – трагедией: Потеря голоса.

Любимый афоризм, изречение: «Разберёмся». В. Высоцкий.

Характерное для себя выражение: Разберёмся.

Мечта: О лучшей жизни.

Счастлив: Иногда – да.

Почему: Просто так.

Хочется ли стать великим и почему: Хочу и буду. Почему? Но уж, это знаете!..

Продолжение следует.

Геннадий Швец. 23 07 2014,  01:25.

 

 

Один комментарий к “Введение в современную литературу. Высоцкий: творчество и жизнь. Начало.

  1. Чужды-чужды напыщенность,

    Искусственность, наигранность.

    Абсурдна заразительность,

    Порочна ограниченность.

    кошмар какой-то.

Обсуждение закрыто.