Умер Лео Бретхольц, 93; в своё время, сбежал с поезда, направлявшегося в Освенцим. Перевод Игоря Файвушовича

Умер Лео Бретхольц, 93; в своё время, сбежал с поезда, направлявшегося в Освенцим

Пол Вителло
http://www.nytimes.com/2014/03/30/world/europe/leo-bretholz-93-dies-escaped-train-to-auschwitz.html?_r=0

Перевод с английского Игоря Файвушовича

Лео Бретхольц свидетельствует в 2011 году на Конгрессе, требуя, чтобы пережившим Холокост было разрешено подать в суд на французскую железную дорогу за её вину в депортации в лагеря смерти (Фото: предоставлено Карен Блейер / Агентство Франс-Пресс – Getty Images)

Школьники иногда спрашивали его, почему у него нет татуировки цифр на руке, как у других, переживших Холокост, которые посещают их классы. «Ответ в истории, которую я собираюсь рассказать», – отвечал Лео Бретхольц.
Г-н Бретхольц, который скончался  8 марта в возрасте 93 лет, описывал как, будучи евреем, он избежал нацистских концлагерей, скрываясь беглецом с 1938 по 1945 год, за которым охотились нацисты и их пособники почти во всех странах Европы: Бельгии, Франции, Люксембурге и Австрии.

– «У нацистов было много пособников в поимке тех, на кого бы они нанесли татуировку»,– пояснял он.

Кульминацией выступления Бретхольца был рассказ о его прыжке 5 ноября 1942 года из поезда, везущего его и тысячи других депортированных евреев в Освенцим. Это был французский поезд, по его словам, находившийся в ведении государственной железной дороги или «SNCF».

Его бегство, как он рассказывал, произошло после того, как он и ещё один человек изучили порядок наблюдения железнодорожных охранников. Отогнув прутья в небольшом окне, они приурочили свой прыжок к конвою 42 на изогнутом участке железной дороге где-то на востоке Франции. После того, как поезд замедлил ход, они, «чтобы избежать света прожекторов, которые охранники направляли по всей длине изогнутого на повороте состава», как он описал в своих мемуарах в 1988 году, совершили «Прыжок в темноту: семь лет бегства во время войны в Европе».

 Прибытие в Освенцим. (Фото: предоставлено Sovfoto / UIG, через Getty Images)

Г-н Бретхольц, который жил в Пиксилле, штат Мэриленд, повторял эту историю для студентов в округе Балтимора в течение многих лет. Тогда, в 2000 году, он стал свидетелем в групповом иске, направленном на получение репараций с «SNCF».

Этот иск «умер» в 2011 году, после того, как Верховный суд США отказался пересмотреть решение суда первой инстанции, так как это дело было вне пределов американской юрисдикции. Но когда «SNCF» стала участвовать в контрактах, связанных с развитием пригородной железной дороги в штате Мэриленд, голос г-на Бретхольца стал авторитетным в усилиях по возмещению ущерба.

– «Всё, что я хочу сделать, так это заявление – убедительное заявление: – «Мы сделали что-то очень неправильное, что-то бесчеловечное. Мы послали людей на смерть», – рассказал г-н Бретхольц газете «The Washington Post» в интервью, данном в этом году.

Он стал главным свидетелем на слушаниях в Конгрессе по предложенному Закону о Холокосте по вине французской железнодорожной компании, что позволит жертвам Холокоста и их семьям возбудить судебные иски против «SNCF» в американских судах. Он неоднократно свидетельствовал перед судами присяжных штата Мэриленд в поддержку принятия законодательства, которое бы запретило «SNCF» участвовать в тендере на строительство высокоскоростной железной дороги со сметной стоимостью$ 6 млрд., пока не будет признана роль «SNCF» в депортации и она не согласится выплатить компенсацию жертвам. В минувший понедельник была запланирована новая дача Л. Бретхольцем свидетельских показаний в Аннаполисе против «SNCF», но он уже умер…

«SNCF» уже давно признала, что она транспортировала 76000 евреев и других так называемых «нежелательных» лиц в Освенцим из лагеря для интернированных «Дранси» под Парижем. Но она отказалась выплатить репарации, заявив, что действовала под принуждением, по приказам немецких оккупантов Франции.

Однако, по данным г-на Бретхольца, «SNCF» была активно замешана в ужасах той депортации. По его словам, железнодорожники затолкали людей в вагоны для скота, в результате чего остались лишь сидячие места. Они не смогли обеспечить людей адекватной пищей или водой. Зато они были бдительными, чтобы предотвратить побег своих пассажиров.

– «Франция военного времени», – писал он, «была самым важным и очень продажным винтиком в колесе Холокоста Гитлера и его сообщников».

Лео Бретхольц родился 6 марта 1921 года в Вене и был старшим из трёх детей Макса и Доры Фишман-Бретхольц, иммигрантов из Польши. Его отец, портной и идишский актёр-любитель, умер в 1930 году. Его мать работала вышивальщицей, чтобы материально поддержать Льва и двух его сестёр, Генриетту и Эдит.

Он выехал из Вены в 17 лет по железнодорожному билету, приобретённому его матерью, на фоне растущей угрозы нацистского контроля, надвигающегося на Трир, западная граница Германии. Затем он вброд перешёл реку Зауэр в Люксембурге и нашёл свой путь в Бельгию.

Г-н Бретхольц странствовал в течение последующих семи лет по своего рода подземной железной дороге Европы для евреев без гражданства. Он находил прибежище у родственников, в еврейских гетто, среди католических монахинь и священников. Он брал себе псевдонимы и спал в канавах. К концу войны он присоединился к еврейской группе сопротивления, известной как «La Sixièeme» («Шестая»). После войны он поселился в Балтиморе, где жили его родственники. Он нашёл работу в текстильном бизнесе, затем служил в качестве партнёра в винном магазине, а впоследствии – в книготорговом бизнесе.

В 1962 году он получил письмо от Совета еврейской общины Вены. В нём говорилось о его матери и двух сёстрах, которые были отправлены в нацистское транзитное гетто в оккупированной Польше:
«Сим подтверждается, что, по нашим данным, г-жа Дора Бретхольц, мисс Генриетта Бретхольц и мисс Эдит Бретхольц были депортированы в Избицу 9 апреля 1942 года и что они не значатся в списке возвратившихся».

Дочь г-на Бертхольца Эди Нортон, которая подтвердила смерть своего отца в его доме, сослалась на письмо по электронной почте, полученное в прошлую среду. Она сказала, что его получение – бюрократическое уведомление, полученное десятилетия после того, как он в последний раз видел свою семью, что и заставило её отца рассказать историю своей семьи. Кроме неё, г-на Бертхольца пережили: другая дочь, Дениз Харрис; сын, Мирон; сводная сестра Хелен Майер и четыре внука. Его жена 57 лет, Флоренция Коэн Бретхольц, умерла в 2009 году.

В одном из своих последних выступлений в классе несколько лет назад, снятом в короткометражном документальном фильме «До скорой встречи», г-н Бретхольц сказал, что, с его точки зрения, нет никакого реального различия между «выжившими» в Холокосте и всеми остальными.

– «Если бы этот дьявол завоевал мир», сказал он, «нас бы здесь не было. Вы все – выжившие в Холокосте».