Лев Мадорский. На распутье

 

                                             НА РАСПУТЬЕ

 

      У евреев чемоданы всегда должны находиться где-то поблизости.

 

 

Прежде всего, нам придётся смириться с тем, что далеко не на все спорные вопросы можно дать однозначный ответ. Бывают случаи, когда аргументы с той и другой стороны, как бы убедительны они не были, яростно борются, сталкиваются,  искрят от напряжения, но не приносят ясности и успокоения.  Так было, например, (и, возможно, случается до сих пор), когда встаёт вопрос об отъезде из России.  Ехать или остаться? И куда путь держать? В страну Холокоста (в США с конца восьмидесятых дорога была, практически,   закрыта) или на историческую родину?  Далеко не всегда приходят однозначные ответы на эти вопросы. Подчас, аргументы  с той и другой стороны замирают в зыбком равновесии и некоторые известные мне семьи так и не смогли сдвинуться с места, подобно Буриданову ослу.

 

Впрочем, если немного оглянуться назад, то станет ясно: еврейская судьба почти всегда складывается  таким образом, что чемоданы должны были находиться где-то поблизости. Евреи, живущие в диаспоре, сегодня, как и раньше,  стоят на распутье: «Направо пойдёшь, налево пойдёшь, прямо пойдёшь…» Рано или поздно нам приходится делать свой выбор.

Прямо пойдёшь- попадёшь в Израиль.

 

Собственно, потомки Авраама никогда не теряли надежду на возвращение к Сиону , который ещё со времён пророков использовался для обозначения Иерусалима. Во всяком случае, молитва с просьбой о возвращении до сих пор читается религиозными евреями три раза в день: « Собери нас вместе с четырёх концов земли в страну нашу».   В библейских текстах о таком грядущем возвращении говорится неоднократно и, что называется, прямым текстом: « …возвратит Господь, Бог твой, изгнанных твоих…И поведёт тебя господь, Бог твой,  в землю, которой владели отцы твои, и будешь ты владеть ею…»  « И возвращу Я изгнанных народа моего, Израиля…И насажу я их на земле их. И не будут они больше вырваны из земли своей, которую Я дал им…»  Как считали и считают  еврейские мудрецы,  проживание в Эрец-Исраэль —  одно из важнейших предписаний иудаизма.  Народ Израиля способен приблизить своё избавление при помощи духовного совершенствования только в стране обетованной.  Только там, по их мнению,   нет  разлагающего влияния галута  — вынужденного проживания вне родной страны.

Если обратиться к  истории, то увидим, что  евреи всегда искали спасение на исторической родине. Так, например, в 1211 году к Сиону вернулись  300 раввинов из Франции. В 1492 г. в Эрец-Исраэль прибыли сотни иудеев, изгнанных из Испании и Португалии.  В 1648 году — беженцы с Украины, где восставшие под руководством Богдана Хмельницкого, поджигая дома богачей и москалей, за компанию поголовно уничтожали евреев.    В 1774-77г.г. в Святую Землю прибыли значительные группы хасидов из Белоруссии. Кроме того, в течение многих столетий к Сиону приезжали сотни  горячих голов. Поодиночке и семьями. И вот, наконец, свершилось. Случилось казалось бы невозможное: как птица феникс из пепла возродилось еврейское государство. Миллионы евреев вернулись на историческую родину. Но для других миллионов проблема выбора пути и сегодня не менее актуальна, чем раньше…

Направо пойдёшь – останешься евреем в стране проживания

 

Многие носители неправильного пятого пункта выбирали и выбирают до сих пор этот путь. Уже с начала 18 века в еврейской среде появилось желание не возвращаться к  Сиону, а улучшить свою жизнь в стране проживания. Потомки Авраама становятся активными участниками, а, зачастую, и руководителями национально- освободительных, революционных  движений самых различных народов,  но при этом остаются евреями.  Яркий пример – организация в конце 19 века в России, Польше, Литве, а позже и в США еврейской социалистической партии  Бунд  (на идиш Союз). Бунд  выступал против переселения на историческую родину, призывал бороться за «светлое будущее» в стране, где ты родился и вырос, но при этом не терять своей национальной идентичности. По этому пути  идут и те евреи, кто в последние 20 лет приехал в Германию из стран бывшего Советского Союза и вступил в еврейские общины. Из 200 тысяч приехавших это,  примерно, половина.

Идущих налево ожидает ассимиляция.

 

Другими словами, уход от еврейства, слияние с большинством, в  среде которого они живут, полная идентификация с их культурой, религией, политическими идеями.   Если в бывшем Союзе желающих двинуться в этом направлении ожидали немалые трудности (евреев не только дискриминировали, но и метили  пятым пунктом), то сегодня в большинстве цивилизованных стран можно без проблем забыть еврейство, как страшный сон,  и превратиться  в русского, немца или француза. Таких желающих полностью ассимилироваться во все времена было немало. Начиная с 18 века, с эпохи Просвещения, одни евреи, желающие ассимилироваться, переходили в христианство, чтобы, как они считали, приобщиться к европейской культуре и оставить «окаменелое» еврейство. Другие пытались построить новую культуру на принципах деизма: признавали  веру во Всевышнего, но отрицали  все существующие религии.  Третьи становились атеистами и посредством смешанных браков полностью сливались с окружающей национальной средой.

Не исключено, что те 100тысяч евреев, которые приехали в Германию, но в религиозные общины не вступили, во всяком случае, их дети или внуки, пойдут именно по этому пути. Каждый из нас, потомков Авраама, стоит на распутье и каждый, рано или поздно, должен сделать свой выбор.