В последние годы мне стали особенно близки фортепьянные сонаты Бетховена. Гораздо чаще их слушаю теперь, чем его симфонии, концерты и другие вещи. Успел собрать диски с игрой С. Рихтера, В. Ашкенази, Р. Серкина, В. Горовица, Б. Ниссман, Г. Гульда, А. Шиффа.
Все 32 сонаты у меня «на слуху».
Сравнивать эти разные исполнения можно, но ранжировать бессмысленно. О плюсах и минусах говорить глупо. У каждого своя индивидуальность, и опытный потребитель записей это слышит… Ну, иногда слышит…
По понедельникам лучше идет Серкин, по средам – Рихтер, а Горовиц — в другие дни, под рюмку хереса…
Шучу.
Недавно мое собрание обогатилось двумя дисками Александра Избицера. Как бы это сказать? Что своя индивидуальность, непохожесть — бесспорно. Но есть еще что-то…
Короче, впервые в жизни у меня возникло ощущение, будто соната сама себя играет.
Не знаю, как сказать по-другому.
Вот и все.
Дорогой Евгений Михайлович!
Пытаюсь представить себе, что Ваши слова касаются не моей игры, а чьей-то, и всё равно Ваше «ощущение, будто соната сама себя играет.» — великолепная, удивительная находка-озарение. А не пытаясь абстрагироваться… спасибо!
А пытаясь опять абстрагироваться, скажу, что для того, чтобы так отозваться публично на игру музыканта, чьё имя никак не привязано к муз.бизнесу, нужны и независимость суждений, и мужество — и Вы ими обладаете. А не пытаясь абстрагироваться… СПАСИБО!
Сердечно благодарю Инну Ослон и Зою Мастер. Вы напомнили мне, что есть, во имя чего и для кого протирать до дыр штаны за роялем!
Мне повезло услышать записи исполнения Александра Избицера. По-моему, он играет божественно.