Хроники Эстер. Вопрос заданный вчера (2)

Но вернемся «К вопросу, заданному вчера»

Сегодня это вопрос заданный поза-поза-вчера, ну ничего….

Давно, в студенческие годы, учась на архитектурном факультете, мы студенты (да не только мы, а все инженеры, архитекторы, технологи и т.д.) чертили не на компьютере, мы чертили ресфедером. Что это такое?

Рейсфедер (нем. Reißfeder) — чертёжный инструмент для проведения линий и знаков на бумаге тушью или краской.

Состоит из двух пружинящих створок, соединённых в одной точке ручкой. Щель между ними заполняется тушью или краской. Ширина линии регулируется поворотом небольшой гайки с насечкой[1].

Потом, правда, чудо человеческой мысли, появился рапидограф

Рапидо́граф (капиллярная ручка) — инструмент для выполнения точных чертёжных работ. Состоит из небольшой трубки и баллончика для туши. Внутри трубки расположена тонкая игла, которая отвечает за стабильную подачу краски.

Рапидограф, страшнейший дефицит, в те далекие времена, в кругах студентов. Теперь весь тот ужас позади, компьютерная графика, все легко и просто.

Но ресфедер забыть нельзя. Поворачиваешь «небольшую гайку» раскрываешь створки ресфедера, заливая в открывшееся пространство тушь, потом закручиваешь «небольшую гайку», при закручивании надо «на глаз» определить какова будет впоследствии толщина линии, если не «попал», то опять раскручиваешь-закручиваешь. Проведешь пару линий, процесс необходимо повторить, раскручивание, заливка тушью, закручивание и т.д. Зато какие красивые были эти чертежи профессиональной ручной работы.  Было «не моветон» чертить некрасиво. Линии основные, линии размерные, линии штриховки, штрих-пунктирные линии, должны были иметь свою толщину и правильно найденная гармония толщин этих линий, в совокупности учета размера чертежа и размера объекта, грамотно композиционно расположенного на бумаге,  в руках настоящего профессионала, превращались не в банальный чертеж, а в произведение искусств. И скажу я вам, не каждому было дано чертить красиво.

При работе с тушью, как с живым материалом, никто не был застрахован от неожиданно появившихся, на  белоснежной бумаге и трудах великих, чернющих, жизнерадостных клякс. В самых центральных и видных местах. Кляксы эти норовили, чаще, в  конце работы засветиться, издеваясь, над уставшими трясущимися руками, и уставшими глазами. И конечно, ближе к ночи: «Ой! Блин! Завтра сдавать, а тут еще кляксу выводить….». Кляксы возникали от неправильного наклона все того же ресфедера.

Удаление кляксы, тоже целый процесс. Необходима  была скорость реагирования и заранее приготовленные материалы, к коим относилась, забытая нынче всеми, промокашка и лезвие. Главное спокойствие, главное не жалеть себя! Аккуратно, нежно уголочек промокашки, окунаешь в самый центр кляксы и наблюдаешь, как черная жидкость поднимается вверх по ворсистой бумаге. Когда один уголочек пропитан, а клякса еще «полна сил», окунаешь другой уголочек, и так пока на бумаге не останется распластанное, но уже не черное, а серое пятно. Далее терпеливо ждешь, когда все это высохнет. Следующим инструментом на пути уничтожения клякс, было лезвие. Необходимо было новое и очень острое лезвие. Разворачиваешь его из шуршащей оберточки (по моему чаще всего мы пользовались лезвием «Нева»?), прижимаешь слегка, два торцовых края, придавая лезвию форму дуги. И верхней частью этой дуги, ювелирно, начинаешь срезать, слой за слоем, слой за слоем тело бумаги, испорченное кляксой. Главное тонкость в работе, иначе вместо пятна может появиться дырка, а это уже показатель непрофессионализма. И с «дырками» можно было бороться, но мы сейчас не о них, мы о кляксах. Срезав тончайший слой ватмана, пропитанный тушью, необходимо было края среза затереть аккуратно ластиком, что бы сравнять с основным полем бумаги. И все! Опять белый красивый лист. Можно чертить дальше! Кляксам не бывать!

Поза-поза вчера, я пришла с работы, несколько позже обычного. У нас в семье, кто первый приходит с работы, тот и готовит ужин. Ужин был почти не готов, иначе не скажешь. Муж бегал между кухней и телевизором. Телевизор у нас только в гостиной.

Я – Что ты бегаешь?

Он – Кино интересное?

— Про войну наверное?

— А как ты догадалась?

— Сколько можно смотреть фильмы про войну? Тебе что Афгана мало?

Мой муж обожает фильмы про войну, не все, на новоявленный «Сталинград» он не пойдет. Фальш не терпит. Он любит хорошие фильмы про войну, искренние, настоящие. И такие иногда встречаются в современном кинематографе.

Пришлось мне доготовить ужин. Перспективы тихого семейного ужина, под взрыв снарядов, пусть даже в телевизоре, никак не радовали. Что за жизнь такая? Придешь с работы, то футбол, то фильмы про войну. Хотя, все равно смотреть то больше нечего, бесконечные рекламы и бесконечные «юморины», разбавленные бесконечными сериалами.

Муж как бы извиняясь – Так сюжет интересный! Один эстонец….

— Уже интересно- сказала я

— Один эстонец, в годы войны мечтает попасть в эстонский полк…но фильм не совсем про него

— Это тот эстонский полк, в котором служил мой дед? И когда я изучала список погибших, там почему то среди сотен фамилий не было ни одной эстонской?

— Ну, да тот самый полк. И событие скорее всего происходит на смоленщине и возможно это тоже 1943 год! Но фильм про молодого лейтенанта. Кличка у которого «три дня». Потому что в то время, молодые лейтенанты больше трех дней, на передовой, не жили. Как твой дед прям!

Ужин, несмотря на столь, безалаберное отношение к нему со стороны мужа, мне удалось «спасти». Ужин удался. Муж достал бутылку хорошего вина. Мы любим ужинать (обедать, завтракать, полдничать….) вдвоем. Мне иногда кажется, что если в одно мгновение исчезнет весь мир, мы этого просто не заметим, а если заметим ничуть не расстроимся, главное что бы нам никто не мешал.

Мы с обоюдоострым интересом досматривали фильм. Тем более что места событий, время и место, было очень близко к тому, что меня, например, не может не волновать. Природа, так один в один, как та что прошлым летом в экспедиции, болота, правда, везде одинаковые и березки. Там еще показывали деревни, мы то «свою» видели только на карте, от старых многочисленных деревень ничего не осталось, ни бревнышка, все поглотили болота и леса. Мы погрузились, благодаря фильму, в далекое лето 1943 года.

Сюжет конечно немного наивен, зато игра актеров впечатляла. Говорят «вжился в роль» или «живет на сцене». Я бы назвала хорошую актерскую игру иначе «точное отображение того что было», образа, мыслей, характера, души. Точное отображение. Когда актер, как зеркало героя и событий.

Фильм был искренний и на какой то момент, то ли под воздействием вина, я представила, что дед сидит с нами и тоже смотрит фильм с интересом, но с иронией.

Конечно, осознаю, что я себе многое придумываю. Может это от, еще заложенного в детстве, внутреннего одиночества. Я придумываю себе близкую родственную душу, к которой могу обратиться, и которой я далеко не безразлична.  

Фильм закончился, лейтенант не погиб за первые «три дня», лейтенант погиб только  12 мая 1945 года (об этом (зачем то) сообщили, в конце фильма). Это чисто русское кино, с чисто русской концовкой.

В эйфории от семейного просмотра фильма и от того что, вроде как дед тоже с нами сидит и смотрит, я задала ему вопрос. Зная, что во сне получу ответ на этот вопрос.

И действительно, мне приснился длинный, событийный, странный сон. С некими лабиринтами, где меня знакомили с какими то новыми людьми, я делала какой то выбор. Потом я проснулась, а когда заснула опять, увидела продолжение того же сна. Спя я понимала, что это ответ на мой вопрос. Ответ очень обстоятельный, очень правильный и очень серьезный.

Утро. Супер! Супер, вот это ответ, как здорово! Это же надо? Какой ответ. И как здорово!

Восторгу не было предела, но длился он не долго. Потому что трудно понять ответ, на вопрос, который ты забыл. Я забыла, напрочь, какой вопрос задавала. Как не пыжилась вспомнить, не вспомнила. Как будто кто то лезвием «Нева» слой, за слое вырезал ту кляксу памяти с вопросом. И опять белый лист, кляксу вернуть не удастся.  Вопрос без ответа, это как ответ без вопроса. Ответ то был дан, но он не имел смысла…….

Мое подсознание ли надо мной подшутило или мой предок (все одесситы юмористы) надо мной подшутил, не важно. Важно, то что не стоит лезть без надобности в мир, в который ты все рано попадешь когда ни будь. Надо искать ответы на вопросы здесь, пока есть возможность.