Очередная холодная

Loading

 Из архивной пыли

10:2725.08.2006 (обновлено: 05:37 07.06.2008)
Главные мировые события этого лета — война Израиля с «Хезболлой» и предотвращение «11 сентября» по-английски — заставляют снова и снова думать о том, о чем уж, кажется, все передумано и почти все сказано. Давно стало общим местом утверждение, что новый век сразу стал столетием терроризма, как прошлый с его середины стал атомным. После этого понадобилось еще порядочно лет, чтобы все или, по крайней мере, наиболее сообразительные и ответственные поняли: большая атомная война невозможна…

Главные мировые события этого лета — война Израиля с «Хезболлой» и предотвращение «11 сентября» по-английски — заставляют снова и снова думать о том, о чем уж, кажется, все передумано и почти все сказано.

Давно стало общим местом утверждение, что новый век сразу стал столетием терроризма, как прошлый с его середины стал атомным. После этого понадобилось еще порядочно лет, чтобы все или, по крайней мере, наиболее сообразительные и ответственные поняли: большая атомная война невозможна, поскольку в ней не будет достигнута ни одна из целей настоящей войны. Победителей не будет, так как никто не сможет воспользоваться плодами победы; выжившие, по известному пророчеству, позавидуют мертвым; начало войны будет одновременно и ее концом, конец же войны станет концом света в строгом смысле этого выражения. Пришлось политикам удовольствоваться так называемой холодной войной (о ней и ее результатах совсем другой разговор), а военным — гонкой вооружений (которая, собственно, и стала практической стороной холодной войны). Третья мировая началась и закончилась как гигантская, чудовищно дорогостоящая, трагическая игра, как безумные штабные учения, по результатам которых проигравшие «красные» были уволены из командного состава.

Теперь идет четвертая. По сравнению с первой и второй реальных жертв в этой пока не очень много, но их число уже вполне может сравниться с количеством погибших в локальных стычках, которыми сопровождалось ракетно-ядерное «качание прав» во времена третьей. И вопрос стоит простой и ясный: как превратить и нынешнюю войну в холодную, вывести терроризм из повседневной реальности, превратив в никогда не выполняемую угрозу.
Собственно, если продолжить аналогию (которая, конечно, как всякая аналогия, хромает, но что делать), то следует признать, что сейчас мир переживает нечто вроде растерянности, наступившей после Хиросимы и Нагасаки. Тогда у многих — кроме тех, кто знал, чем занимаются в советских шарашках и секретных институтах святого города Сарова, он же Арзамас-16 — возникло ощущение, что все кончено, Америка победила всех и навсегда. Разрушенная и нищая после только что закончившейся предыдущей войны Европа ни о каком противостоянии и не помышляла, Америка там воспринималась как избавитель, кормилец и естественный патрон. Но «борцы за мир» в Кремле и на Лубянке с этим смириться не могли, их проект терял перспективу на глазах. Они и не смирились — с помощью Розенбергов и собственных безымянных академиков создали атомный противовес, а потом еще и ракетный к нему довесок.

И за это мир обязан им тем, что существует. Эти людоеды из бериевского ведомства и подконвойные или полувольные ученые — как партнеры американских физиков из Лос-Аламоса — предотвратили горячую третью мировую, сделали невообразимым любой полномасштабный конфликт между «империалистическим агрессивным блоком» и «лагерем мира и социализма». Жуковские танки в сорок пятом не дошли до Атлантики, а Москва не была в ответ уничтожена ядерным ударом, кубинский кризис закончился мирным сосуществованием, война не расползлась из Кореи, Венгрии, Анголы, Афганистана по всей земле — за все это мы должны вечно благодарить создателей ядерного оружия по обе стороны мировых баррикад. В сущности, они и крушение мирового коммунизма обеспечили, причем бескровное: в обычной войне «светлое будущее» победило бы, а развязать ядерную политбюро не решилось — и предсказуемо опозорилось в экономическом соревновании. Ответить на рейгановские «звездные войны» было уже нечем, поскольку технологии тормозили, и не на что, потому что нефть как раз подешевела. Советская власть тихо съехала в небытие, тормоза перестройки не помогли.

Терроризм, как известно, называют «атомной бомбой бедных», и параллель можно продлить: атомной бомбе надо противопоставить атомную бомбу, чтобы не применялись обе. Это вовсе не значит, что израильские шахиды должны взрывать палестинские автобусы, что американские смертники должны захватить пассажирские самолеты и за поддержку «Аль-Каиды» своротить пару небоскребов в Саудовской Аравии. Против западного мира воюют террористическими методами террористические организации — западный мир может и должен ответить террористической войной против террористов. Не бомбардировками городских дворов, из которых запускают ракеты на Хайфу, а устранением тех, кто дает приказы  о запуске. Не только запретом проносить в самолет ручную кладь и любую жидкость, а тихим, без пиара, уничтожением тех, кто дает терроризму идеологию, кто воспитывает взрывников, кто учит их делать в полете взрывчатку из каких-то, черт его знает, жидкостей. Народные вожди, призывающие к убийству, должны незаметно исчезать из оборота, желательно без всяких признаков насильственной и организованной смерти. Расистские, человеконенавистнические высказывания и руководство соответствующими действиями должны предвещать тому, кто высказывается и руководит, скорую и неминуемую гибель в автокатастрофе или упавшем лифте, диагноз острой сердечной недостаточности или отравления неведомым веществом. Человек, наводящий ужас на могучие державы, не может годами скрываться — он давно должен был исчезнуть, сгинуть прямо в тех пещерах, где он прячется и записывает свои телеобращения.

И это должно происходить последовательно и неотвратимо. Погибших заменят другие вожди — и с другими должно произойти то же самое.

Конечно, на это потребовалось бы много денег. Возможно, почти столько же, сколько сейчас тратится на проникающие бомбы — которые почему-то проникают куда-то не туда и убивают не тех. Возможно, даже столько, сколько стоит очередной авианосец или ракетный комплекс энного поколения — которыми никак нельзя воевать с террористами и непонятно, с кем можно. Если нельзя заплатить за голову выродка, вдохновляющего выродков, миллиардом, надо ассигновать десять миллиардов. Если нельзя подготовить специалистов теми методами, которыми сейчас готовят террористов и диверсантов для государственной службы, надо разработать новые методы. Если не хватает информации, плохо действует агентура, нет предателей в близком окружении главных террористов — значит, на все это тратится недостаточно денег. К слову: невероятная удача англичан объясняется просто — в кои-то веки грамотно использовали тайные методы, внедрили осведомителя.

Конечно, военно-промышленный комплекс обидится, если деньги пойдут не на высокотехнологичные разработки фантастического оружия, а на подкуп перебежчиков и оплату тайных операций. Но военно-промышленному комплексу придется потерпеть, как терпели производители традиционного оружия, когда большая часть финансовых потоков была повернута в ракетно-ядерную сторону от танков и бомбардировщиков.

Впрочем, дело не только и, может быть, совсем не в деньгах. У того же Израиля раньше получалось без каких-то сверхъестественных трат успешно делать именно то, о чем здесь речь. Похитить в Аргентине Эйхмана, вывезти его в Израиль живым (!) и повесить, искать по всему миру, найти и казнить тех, кто убил спортсменов на мюнхенской олимпиаде, устранить десятки активистов «Черного сентября»… Просто они это делали. А теперь не делают даже они, и не потому, думаю, что разучились. И американцы, полагаю, не потому до сих пор не покончили с бен Ладеном, что денег жалеют. Просто мир изменился, и теперь никто не решится что-то делать действительно тайно, без бурного и открытого обсуждения в конгрессе, кнессете и Совете безопасности ООН. Без обязательного неодобрения прогрессивной общественности, без демонстраций протеста и ругательств свободной прессы. Все должно делаться явно и по правилам — решение о вводе войск, предварительное применение авиации, разрушенные города и убитые дети. Ужас должен быть легальным. Конечно, прогрессивная общественность смешает — причем справедливо — ответственных за такую законную борьбу против терроризма с дерьмом. Но все по закону. Никто из начальства, из президентов и премьеров, не попадется на чем-то таком, за что можно и должности досрочно лишиться, в худшем случае не выберут в следующий раз — так в следующий раз в любом случае скорей всего не выберут, рванет еще что-нибудь в метро или на дискотеке, вот и отвернутся избиратели.

Никто не стремится достичь результата, все стараются соблюсти процедуру. Бомбардировки — это государственное дело, за него и ответит государство. А секретным приказом послать киллеров с фальшивыми документами, из секретного фонда подкупить охрану и грохнуть людоеда, тут же заявив, что никакого отношения к этим грязным методам не имеешь — это лично твое преступление, лично ты и ответишь, если выплывет. Можно пожертвовать жизнью чужих женщин и детей во имя демократии и победы над терроризмом, можно рискнуть даже своими солдатами-героями, но никто не готов поставить на кон собственную репутацию.

Терроризму можно противопоставить только терроризм против террористов, воевать с ними самолетами и вообще силами регулярных армий так же нелепо, как идти в плотном пешем строю на пулеметы или шпарить из зениток по ядерной боеголовке межконтинентальной ракеты. Если терроризм против террористов в принципе неприемлем для цивилизованных государств — тогда пора сдаваться.

Впрочем, в тех редких случаях, когда начальство решается применить эффективные методы, и все срабатывает, и никто не предъявляет правительству юридических претензий за не санкционированное парламентом убийство изверга или за прослушку его телефона, возникают другие осложнения. Тут же задаются вопросы: а почему с Басаевым тянули так долго? а почему разоблачение взрывников так вовремя подоспело именно тогда, когда рейтинг Блэра упал ниже плинтуса? И, надо признать, что сама редкость подобных удач делает эти вопросы логичными. Звучат они, конечно, обидно для начальства и спецслужб, но чтобы их не задавали, нужно приучить общество к неотвратимости кары за терроризм — не объявленной заранее, осуществленной неведомыми способами, тайной кары.

Вот тогда установится паритет «атомных бомб» нового века, присмиреют вожди и идеологи терроризма, и очередная мировая война станет холодной.

Александр КАБАКОВ, Издательский дом «Коммерсантъ»

РИА Новости http://ria.ru/authors/20060825/53120245.html#ixzz2n5Zw7jg7

Один комментарий к “Очередная холодная

  1. А. Кабаков. Очередная Холодная… (Из архивной пыли).

Обсуждение закрыто.