Альтман Натан Исаевич (1889 – 1970) – художник-авангардист (художественное направление – кубизм), живописец, скульптор и театральный художник, признанный мастер портрета. Родился в г. Винница (Украина) в семье торговца. Учился живописи в Одессе и Париже. В 1912 году переезжает в Петербург. Один из основателей «Еврейского общества поощрения художеств». В 1916 году Альтман создает сценографическое оформление пьесы «Чудо святого Антония» по Метерлинку. В 1918-1928 годах участвует в праздничных оформлениях Петрограда и Москвы. Начиная с1921 года работает как театральный художник – «Мистерия-Буфф» (Московский цирк), «Уриэль Акоста» (Московский государственный еврейский театр, ГОСЕТ), «Гадибук» (театр-студия «Габима»), «Женитьба Труадека» (1927, по пьесе Ж.Ромена), а с 1925 года – как художник кино – «Еврейское счастье». Участник Международной Выставки Современного Индустриального и Декоративного Искусства (1925) в Париже. Выехав в 1928 году вместе с ГОСЕТом на гастроли в Европу, остался в Париже, где жил до 1935 года. Вернувшись в СССР работал в области прикладного дизайна (эскизы почтовых марок) и книжной графики (в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям» по Гоголю, серия литографий на темы Ветхого Завета). В 1935 году Альтман женится на Ирине Валентиновне Щеголевой. В войну и после войны художник возвращается к оформлению театральных постановок, работал над эскизами костюмов к кинофильмам («Дон Кихот», 1955).
Умер 12 декабря 1970 года в Ленинграде, похоронен на кладбище поселка Комарово (Комаровский Некрополь), рядом с могилой Анны Ахматовой.
Места в Санкт-Петербурге, где жил Натан Альтман:
— Васильевский остров, 1-ая линия, д.4, 1914-1923 г.г.;
— Лесной проспект, д.61, «Дом специалистов», 1937-1941 г.г.;
— там же, 1944-1970.
Значительные художественные произведения Альтмана:
— Портрет Анны Ахматовой, 1914, масло, Русский музей, Санкт-Петербург;
— Автопортрет, скульптура, 1916;
— Цикл «Еврейская графика», 1914;
— Бюст А. Луначарского, гипс, Третьяковская галерея, Москва;
— Бюст Вильгельма Рентгена, дерево, Санкт-Петербург, не сохранился.
— Цикл картин «Петрокомунна», «Материальный подбор», «Россия. Труд», 1919-1921.
Значительные театральные работы:
— «Король Лир», Государственный Большой драматический театр, 1941 г.;
— «Гаяне», Ленинградский театр оперы и балета, 1942;
— «Отелло», Ленинградский театр драмы им. Пушкина, 1944;
— «Гамлет», Ленинградский театр драмы им. Пушкина, 1954.
Все в порядке, Ефим. Спасибо.
Ефим, а как эта запись оказалась в моем блоге! Убрать бы ее оттуда.
Прошу извинить, дорогая Лорина, за невнимательность. Вы мне очень симпатичны, но, к сожалению, я не вегетарианец. Еще раз, извините, пожалуйста, за беспокойство!