Два факельных шествия

 

 

 

 

                         Одно состоялось в ночь на 9 ноября 1938 года. В Берлине и некоторых других городах Германии. И вошло в историю как начало откровенного преследования и уничтожения евреев. В эту ночь, которая получила название «Хрустальной», множество синагог было подожжено и разрушено, более 90 евреев убито, 26 тысяч арестовано и отправлено в концентрационные лагеря.

 На месяц позже, в первой декаде декабря, в большинстве  школ Магдебурга тоже проходят факельные шествия. Несколько лет назад, когда работал учителем музыки в начальной школе, я тоже принимал в них участие.

Крепкие парни в чёрных рубашках со свастикой на рукаве и в форме войск СС шли уверенно. Чётко печатали шаг. Орали «Герания превыше всего» , « Хайль Гитлер». Били стёкла в еврейских магазинах. Горожане приветствовали нацистов. Были такие, которые отворачивались, испуганно закрывали окна, брезгливо морщились…

            Дети шли, весело пританцовывая под музыку. Пели про синих, красных, зелёных в клеточку. Которые живут в одной стране и которым вместе хорошо. Пожилой полицейский, шедший впереди, подпевал. И тоже пританцовывал. Прохожие улыбались. Проезжающие машины приветственно сигналили…

Около одного из домов, где над дверью висела мезуза, колонна остановилась. Полетели камни. Один из камней поопал в лицо стоявшему у окна старику. Молодчики хохотали, улюлюкали…Детская процессия задержалась у остановки, где человек 5-6 ожидали трамвая. Образовался круг. Несколько девочек, пожилая женщина и полицейский пустились в пляс.Было весело и празднично…

 Живу в Германии уже много лет и каждый год утром, 9 ноября у памятника жертвам Холокоста  в центре Магдебурга  состоится митинг, посвящённый памяти погибших в «Хрустальную ночь». Выступают представители правительства Земли, руководители еврейской общины. Они рассказывают о той страшной ночи, о нацистском времени, «О 12 годах,-  как выразился в одном из выступлений министр-президент  Заксан-Ангальт Лутц Хоппнер,-   Ужаса и Затмения, окутавших Германию». Детский хор Общины поёт песню-молитву «Осе-Шолом». Хор католической гимназии исполняет несколько псалмов. Раввин читает кадиш в память погибших.

            Евреи и немцы стоят рядом. Я смотрю на светлые, сосредоточенный лица и верю, что подобное никогда не повториться на немецкой земле. Не может повториться. Не должно.