Истории Эстер. 28 августа 2013

Утро. 28 августа. Красная площадь.
….. сегодня 28.08.13
Пришла на работу небывало рано в 9-45. Мой офис находится в самом центре Москвы, центровея не бывает. Не пафоса ради, честно-честно. Обожаю центр столицы. Чувствую себя здесь хорошо и уютно среди старинных улочек (коих осталось крайне мало) и зданий. Сначала мучилась с парковкой автомобиля, потом плюнула и машину продала, теперь  без удовольствия  езжу на метро.
Обожаю офисные переселения,  это у меня комплекс «вечного жида». С переездом, выбрасываю все из старой жизни и начинаю с чистого угла, новую. Первый мой офис был в Марьиной роще, второй на одном из Монетчиковских переулков, где сладко пахло конфетами и халвой, рядом располагалась фабрика Рот-Фронт и славная улица Пятницкая. Далее, судьба забросила на Якиманку, где рядом по близости протекала любимая улица Большая Полянка. С Полянки и начался мой самостоятельный архитектурно-дизайнерский путь. Такая не случайная улица в судьбе и карьере. Там же на Б.Полянке располагается интересная церковь, построенная отцом Петра 1, Алексеем Михайловичем. В этой удивительном храме и крестили маленького Петю, сохранилась даже та купель. В экстерьере и необычном интерьере церкви много душевной теплоты и самый красивый колокольный звон в городе (мое личное мнение). Колокола там замечательные, звук их проникает в мозг практически отключая сознание. В первый раз когда его услышала, меня просто пригвоздило к асфальту, не могла сдвинуться с места. В радостном угаре, зачем то, стала звонить всем по телефону: мужу, сыну, маме. Звонить что бы они тоже прониклись божественными звуками колоколов храма СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ НЕОКЕСАРИЙСКОГО
Самую малость из истории храма
Начало строительства благословил Святейший Патриарх Никон, а освятил построенную церковь Святейший Патриарх Иоаким в присутствии царя Феодора Алексеевича. Строили храм лучшие зодчие того времени Карп Губа и Иван Кузнечик. По своей архитектуре церковь относится к московскому типу пятикупольных храмов с шатровой колокольней. Фасады украшают изразцы с затейливым растительным орнаментом «павлинье око», изготовленные известным гончаром Степаном Полубесом.
В 1812 г. Наполеон, зачарованный красотой церкви, сожалел, что не может поставить её на ладонь и перенести в Париж, а во время бушевавшего пожара французские солдаты вёдрами носили воду и поливали храм, чтобы сохранить его от огня.

Историю церкви я узнала гораздо позже того, когда она меня вдохновила своим видом и звуком колоколов.
Один знакомый «мебельщик» потешался, говоря  шутя, после нашего очередного офисного переезда
— Ну ты, Эстер, все ближе и ближе к Кремлю перебираешься!
Затем нас занесло на Тверскую, на Малый Гнездниковский. Обожаю Тверскую улицу. Помню когда только попали в Москву, для меня было праздником специально проехаться по ней, двигались медленно, разглядывая с интересом дома, магазины, людей. Что мне в этой улице? Объяснить не могу. Прекрасное время, хорошие воспоминания.
Не так давно я «заболела» Красным Октябрем. Смешное место, столько пафосных фирм, издательств, персонажей, галерей расположено там. Вот где «Ярмарка тщеславия». Круче только президент и то он (тогда был Медведев), повадился приезжать собственной персоной на «Золотой остров».
На Красном мне было хорошо, вне зависимости от всего выше сказанного. С этой бывшей шоколадной фабрикой меня связывала прошлая жизнь и прошлые воспоминания. Мне нравилась близость реки, кирпичные старые стены, движуха, постоянные события, обилие известных людей, актеры, музыканты, послы разных стран, нефтяные магнаты, всех можно было встретить в центральном дворике, на каком нибудь демократичном фуршете. Помню итальянский посол перекрыл двор шатрами и организовал вечеринку с обилием итальянских прекрасных вин и закусок. С вином я не справилась, перебрала, а потом гонялась по дворику за одним известным журналистом, пытаясь поговорить (трус оказался) с ним по-душам.
Однажды мою машину эвакуировали, в связи с приездом г-на президента, и, от греха подальше, стала ездить на Красный на метро, потом пешком мимо Храма Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя. Искусственная копия дней сегодняшних. Странно, но за все то время (около года) что мы «жили» на Красном Октябре, у меня не было желания, даже скажу было не желание зайти во внутрь, хотя проходила мимо храма почти каждый день. Трудно понять почему? Колокола храма огромны и громки, звук издают мощный и глухой. Колокольный звон храма не проникает, а подавляет, не возвышает, а прибивает (чисто личное мнение, что чувствую о том и пишу). Я бы даже назвала этот звук толстым и грузным. Да еще, ветер постоянный, с правой и левой стороны здания, зудящий в ушах, пронизывающий, сильный, сухой такой ветер.
Московские храмы и церкви. Представляю какой перезвон стоял в городе до революции. Поющий и звенящий во все колокола город. Московские церкви они особенные, у каждой свой голос и характер. В некоторых даже живет не совсем «чистая сила». В первый раз столкнулась с ней в одной очень знаменитой церкви, старинной, со странными иконами. Сердце мое там тяжело сжимается, внимание расползается, а однажды в этом же храме случилось странное видение (не об этом сейчас). Читала после случившегося, историю этой церкви, ничего особенного, только в каком то году, уже в наше время, прямо при проведении службы, там на глазах у паствы, скончался священник. А знаменитая церковь на Кулишках? Тоже недавно узнала. Во времена того же Алексея Михайловича, в церкви таки жила нечистая, выгоняли всем миром, исторический факт.
Так мы и добрались до сегодня.
Сегодня мы живем, как и предсказывал старый «мебельщик», у Кремля, на углу ул. Никольской. Нынче она пешеходная и красивая, скамеечки, цветочки и типовые фонарики, срисованные со Старого Арбата. А еще 1,5 месяца назад она была уставлена машинами, усеяна машинами, забита машинами. Фасады зданий закрывали ржавые строительные леса и старые, почерневшие тряпки-сетки. Люди серыми тенями просачивались между автомобилей, тряпок и проползали под лесами. «Замухрышечность» на данной конкретной улице все же побеждена, теперь здесь «арбатистость», собственно не только здесь, это клонированный тренд пешеходных зон центра Москвы.
Нынче Красня площадь это один огромный цирк, даже на театр не тянет. Иностранцы на этой арене и зрители и главные клоуны, смешные все, разных национальностей и стран. А наши туристы похожи на невоспитанных наивных детей. Может историзм, величие архитектуры и пространства площади делают из «человеков» мелких и суетливых блошек? Особо умиляют японцы и китайцы, в одинаковых красных или желтых шапочках, чешущих как пионеры в рядочек за экскурсоводом, который размахивает сигнальными флажками в цвет головных уборов. Видно за века серьезного восприятия действительности, особенно в последнее 100 летие, площадь теперь истерично насмехается над всеми. Даже звон курантов уже не слышится таким значимым и звучным. Может звук его механизмов еще солиден и серьезен, такой каким мы его слышали раньше, но общий фоновый шум города, машин, строек «принизил» восприятие, затоптал торжественность. Так что когда бьют куранты, возникает вопрос «О! А это что такое?»
Я уже писала о друзьях двойниках. Вчера утром их было пятеро, два Ленина, два Сталина и Николай. Они совместно обустраивали свой кусочек на этой огромной сцене, под названием Красная площадь, главная площадь (так и тянет написать «когда то» ) великой страны.
Описываемое пространство теперь не только цирк, это и зоопарк тоже. Неотъемлемый атрибут сегодняшнего дня, металлические решетки загородки. Их даже не убирают с площади. У каждого свое время и место для ограждений. Например, для омона в черной форме и черных же бэрэтах, кстати омон в последнее время главный участник на «цирковой арене», молчаливый, но значимый.
Когда нет бравых черно-форменников, на сцену приходят строители в флуорисцентно-оранжевых жилетках, огораживают все и вся и за решетками живут своей жизнью, насилуя площадь вечными вспарываниями брусчатки и накладываниями новой, худшего качества и в худшем исполнении.
У жены нашего нынешнего мера прозвище «бордюрщица», я бы после ее переезда в столицу, переименовала, этап первоначального накопления капитала на бордюрах давно пройден, поэтому надо и прозвище новое подобрать, по-русски меткое и емкое.
Сейчас площадь опять в металлических ограждениях. Фестиваль. Подготовка к международному военно-музыкальному фестивалю «Спасская башня».

На Красной площади, кроме храма Василия Блаженного, есть еще один, по сравнению с предыдущим, не столь примечательный, старинный храм : Казанской иконы Божией Матери
Частенько туда захожу (по пути), протискиваясь между ничего не понимающими престарелыми немцами, шумными китайцами, гордыми французами и скромными нашими гражданками в платочках. Из-за обилия «случайных» людей, храм несколько «выхолостился», затерся, чего то там не достает? Не могу понять и описать. Ощущение, что он тоже (случайный) участник цирковых мероприятий происходящих на площади, но…до поры, до времени.
Вот что я сейчас, неожиданно, прочитала об этом памятнике!!! Поняла чего «недостает», это новодел! До сего момента даже не догадалась узнать о нем хоть что то.
Здесь не вся информация, только то что сильно тронуло, хотя история храма обширна и уходит в 17 век.
В 1918 г. собор был закрыт.

В 1928 началась реставрация под руководством П.Д.Барановского. В 1930 г. реставрация была остановлена, и исполком Моссовета принял решение о сносе.

В 1936 г. собор был снесен. Во время сноса вернувшийся из своей первой ссылки Барановский каждый день ездил в Москву из Александрова обмерять сносимый храм (в Москве ему жить было запрещено).

В 1988 г. было принято решение ЦС ВООПИиК о необходимости восстановления собора. В 1990 г. Президент России Б.Н.Ельцин заложил первый камень нового собора. В 1993-94 гг. собор восстановлен по проекту О.И.Журина по обмерным чертежам П.Д.Барановского в архитектурных традициях времен его постройки.

4 ноября 1993 г. состоялось освящение здания.

До поры до времени, вроде как, храм не приметен. Но только пока молчат его колокола. Мы часто ездим по городам России, слышали музыку колоколов многочисленных соборов, церквей. Хочется отметить, да наверное это и так понятно, что звонарь храма Иконы Казанской Божией Матери, один из лучших в стране.
Кто главный на площади становится ясно, когда просыпаются колокола храма. Звон курантов мелодичен и уже не имеет того высокого значения как раньше. Приятное дополнение, если две музыки колоколов храма и курантов перекликаются.  Весь тот цирк и суета как бы затихают принижено. Звучание колоколов доминирует над всем пространством. Ошалелые иностранцы выбегают из ГУМа, японцы истерично фотографируют колокольню, православные граждане самозабвенно начинают креститься и кланяться в сторону церкви.
Так вот, 28 августа, репетиция  фестиваля «Спасская башня», за решетками, по кругу носятся всадники на конях, кто то марширует под барабаны, на всю площадь звучит фонограмма, зычный и строгий голос женщины-диктора, со стальными нотами привычными еще с советских времен.
Постараюсь передать звук Красной площади 28-го августа 9-45 утра…… Начинают скромно бить куранты, музыка с репетиции, звуки джигитовки, стальной голос дикторши, языки всех народов мира, попрошайки – Подайте копеечку!, звонкие рекламы, зазывалки на автобусные экскурсии и тут….просыпаются колокола храма. Медленно и осторожно, сначала минорно (был праздник, Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). А потом все более и более «распаляясь», перекличка траурного и радостного и за тем только жизнеутверждающие звуки. Звонарь превосходил сам себя, его вдохновение передавалось всем кто мог воспринимать и ощутить подобные волнения.
Благо на Никольской теперь есть скамейки, я расположилась в одиночестве на одной, с тыльной стороны храма, звук отражаясь от стен ГУМа получался более насыщенным и громким. Сидела и молила о том, что бы мне не мешали и дали дослушать до конца. Не мешали, многочисленные, сующие в нос ненужную рекламу, всяких «втораячашкакофе бесплатно» кафе, клонированных на каждом шагу и надоевших до зубного скрежета, а так же других назойливых, в последнее время, ненужных предложений. Чудо произошло, я в первый раз прослушала спокойно, от начала до конца мелодию колоколов, многострадального храма.
Это все что я хотела написать про утро 28-го августа.