Начало производства изделий из капа и утраченная победа

 

 

Начало производства изделий из капа и утраченная победа русского строительного гения над английским консерватизмом. Сообщение второе.

 

Производство каповых изделий возникло в Вятской губернии более 90 лет назад (то есть ранее 1827 года) в городе Слободском и возникло совершенно случайно. Первым каповым мастером был Василий Макаров. Отец его был столяром и Василий, уже подросток, участвовал в его работах, выполняя заказы. Однажды к Макаровым приехал управляющий заводом, и в разговорах показал им деревянную табакерку с деревянными шарнирами. Заинтересовавшись этой заграничной вещью, Макаровы попросили управляющего оставить ее у них. Из какого дерева была сделана вещь и шарниры, было неизвестно, но Макаровы решили, что деревянный шарнир, требующий очень прочного дерева, надо делать из капа. До этого кап, хотя и был известен, но употреблялся крайне редко для выработки простых поделок.

Первые изготовленные изделия из капа оказались настолько красивыми и оригинальными, что на них тотчас же появился спрос.

Уже на первой российской мануфактурной выставке в Петербурге в 1829 году, Макаровы получили за свои изделия премию в 500 рублей (это половина годового оклада вятского губернского инженера, самого высокооплачиваемого чиновника) и серебряную медаль за трудолюбие и искусство.

Долгое время производство каповых изделий составляло монополию Макарова и его семьи, но затем у них нашлись подражатели, у подражателей ученики. И промысел стал распространяться по Вятской губернии.

По данным подворной переписи 1909 года только в Вятском уезде производителей изделий из капа насчитывалось 117 человек. Средний заработок такого кустаря составлял 1 рубль в день (на один рубль серебром семья из семи человек в то время могла питаться целую неделю).

Сбывали кустарные изделия из капа в магазины города Вятки, в кустарный склад Вятского губернского земства и другие города.

Большая же часть кустарей предпочитала продавать изделия в мастерскую Кушова, которая находилась на Орловской улице города Вятки.

У Кушова даже были назначены дни для приема изделий и выдачи материала.

К концу XIX века запасы капа в лесах Вятской губернии были уже выбраны и кап начали возить из Сибири. (Отмечу, что Ленинградская лесотехническая акадамия свыше 20 лет проводила исследования по определению возможностей создания капа на березе, но эти исследования успехом не увенчались).

Сам Кушов сбывал свои изделия в большие города России (у него был, например, большой магазин в Нижнем Новгороде) и за границу (в Австрию, Германию Францию и Англию). Там, за границей, у него были особые агенты и представители.

«Вестник кустарной промышленности», 1918, №7-8, с.33-34.

Отметим, что, видимо, Кушов первым начал использовать для производства своих изделий вместо капа карельскую березу, заметив, что текстура карельской березы не уступает по красоте текстуре капа. Кроме того, Кушов, учитывая развитие мебельного промысла в Вятской губернии, начал производить красивые образцы мебели из карельской березы, которые тоже сбывал за границей.

В результате фирма Кушова стала крупным экспортером продукции Вятской губернии на мировой рынок.

С 1908 года она вывозила ежегодно за границу своих изделий на сумму около 500.000 рублей (на сегодня это составляет около 1 миллиарда рублей – А.Р.).

«Вестник кустарной промышленности», 1922, №3-4, с.44.

Будущее российской промышленности, вообще, и художественно-кустарной в частности должно быть основано в ближайшее время, писал журнал в 1922 году, на  эксплуатации дерева, которым страна располагает в неограниченном количестве. Оно может быть использовано с минимальными затратами на производство и в обработке которого могут проявиться многовековые прославленные навыки опыт и мастерство русского деревообделочника.

Известный архитектор Жолтовский считал, что самый тип жилья начинает заимствоваться Западом из России. Последние английские журналы, писал он, показывают, что английские коттеджи принимают в себя строительные принципы русского деревянного зодчества. В Англии появляются подражания архангельским и олонецким избам. Это победа русского строительного гения над западноевропейским, английским художественным консерватизмом, подчеркивал Жолтовский, не должна оставаться бесплодной.

«Вестник кустарной промышленности», 1922, №5-7, с.24.

К сожалению, и эту победу Россия не смогла использовать должным образом…

 

Александр Рашковский, краевед, 30 августа 2013 года.