ЕРУШАЛАИМ В ЯНВАРЕ (день второй)
* * *
В конце июня 2010 , по дороге из Киева в Орегон , я остановился на один день в Варшаве. Водитель автобуса Анджей согласился быть моим гидом и показал мне центр города и остатки стен Варшавского гетто.
В мае 2011-го, когда я приехал в Варшаву второй раз, времени у меня было больше и я несколько дней блуждал по городу .
На территории гетто , кроме остатков стен (enklawa getto) , остались два старых пятиэтажных дома , где жили тысячи евреев до того , как их увозили и убивали.
В марте 2012 г. я приехал в Варшаву в третий раз , каждый день приходил на это место (пл. Гржибовски) и смотрел , как разрушают одно из этих зданий.
В редакции газеты “Slowo zidowsky”, расположенной через дорогу от домов (пл.Гржибовски 2/16) , секретарь редакции пытался убедить меня , что это – реставрация. Если вам когда-нибудь случится быть в этом месте, вы сможете легко убедиться , что это не реставрация , а разрушение , уничтожение истории польского и еврейского сопротивления , уничтожение памяти.
Много лет член Польского Сейма (одна , только одна женщина) пыталась доказать своему правительству, что Польша не так бедна , чтобы продавать этот кусок земли , политый слезами и кровью евреев и поляков , для того , чтобы выстроить ещё одно современное здание.
Польский рабочий-строитель , один из тех, кто разбирал эти дома принёс мне кирпич и несколько изразцов из разбираемого дома , которые я отвёз в Яд-Вашем в январе 2013-го.
В ВАРШАВЕ
“Не жизни жаль с томительным дыханьем
что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идёт, и плачет, уходя.”
. . А.А.Фет
Может , в Париже или Варшаве,
В Хайфе , Нью-Йорке , на Окинаве
Ждёт нас зелёное и голубое,
Ждёт нас неведомое и чужое ,
Может быть , грустное но родное.
Стены ищу я Варшавского гетто ,
Стены и камни , и Слово Завета ,
Вальсы , мазурки , фантазии лета.
Но не нашёл , не нашёл я ответа.
Нет старых стен , нет огня.
Как комета , он просиял
И ушёл , – как у Фета.
30 мая 2011
17 января 2013-го , второй день в Ерушалаиме.
Несмотря на сложности и переплетения , что-то неожиданно проясняется. Становится понятнее мелкотравчатость своих приключений и новых писаний.
Всё это — ” у пигмея под моржом “. На первый план выходят не осколки керамики и воспоминаний – моих, чужих ли – очень важных , наверное , для Большой Книги, которую каждый пишет по мере своих сил и способностей , а понимание ПРОШЛЫХ открытий и толкований , совершавшихся пророками , юродивыми, странниками – Вечными Жидами. Бесконечный след их теряется , затем обнаруживается кем-то , проступая , появляясь из-под обломков и снова , снова пепел , снова – эхо прошлых криков , молитв , напевов , камланий и плач несуществовавших арф .
Услышать это может каждый.
Полубезумные пророчицы , которых здесь тьма , слышат эти напевы постоянно,
смущая-пугая своим бредом окружающих.
Вот он , Ерушалаим .
Окно открыл – и вся улица Агриппы , все дома , каждый из которых – маленькая страна , где соединились все века и все племена. Какое разнообразие занятий, попыток выжить , выжить любой ценой , получить желанное , часто — совсем ненужное , утвердиться в своём понимании удовольствия , власти , всесилия , всеслабости…
не пол коня а и пол агарота не дам никому ни за брань ни за …
а продолжение хотите-не-хотите — будет —
под названием «Хроники-моники» или — «Ищете — обрЯщете» или
«Накопление вычитания » или — ещё как-нибудь.
Впрочем, может и не будет.