Сила и мощь кооперации против «чумазых»

Сила и мощь кооперации против «чумазых».

 

 

«Господь! Твори добро народу!

Благослови народный труд,

Упрочь народную свободу,

Упрочь народу правый суд.

 

Чтобы благие начинанья

Могли свободно возрасти

Разлей в народе жажду знанья

И к знанью укажи пути».

Н.А. Некрасов «Гимн».

 

«В новой России, при ее преобразовательных стремлениях, представляется естественным обращение к знанию живому, на прочной почве, а не на своде личных мнений поверхностных наблюдателей и теоретических систем, вышедших из кабинетов и канцелярий.

Только дружными силами, направленными к достижению одной глубоко всеми продуманной цели, по предварительно рассмотренному и избранному пути, можно дать то, что государство, общество и наука ожидают от нас».

Тригоров В. – Община и подать. Собрание исследований. СПБ, 1882, с.1-2. 

 

«Мрачная тень «чумазого» так поразившая впечатлительного сатирика и вырвавшая из груди его вопль ужаса «Чумазый грядет, придет и слопает», — эта зловещая тень приняла плоть и кровь, явилась во весь рост, мощной фигурой и начала уже «лопать» с удивительным прожорством, безостановочно, безжалостно.

Чумазые пришли и полчища их с каждым днем растут, как «грибы после дождя».

Кто же эти завоеватели и откуда они пришли.

Они русские, «крещеные», среди них нет ни одного еврея, армянина, немца. Они плоть от плоти, кость от кости, они родные братья народа и вышли из недр его, вызванные к жизни, взлелеянные некоторыми вредными экономическими мерами прошлого царствования, так стремившегося насадить российскую буржуазию.

Заботы не прошли даром: семя дало сильные могучие ростки, развившиеся с поразительной быстротой.

Это показывает, что почва, несомненно, благодатная, а условия благоприятные. Эта почва – бедность, невежество, доверчивость и полная беззащитность народа перед сорвавшимся с цепи кулаком, свободно грабящим «на законном основании».

И какой богатырский рост, буквально не по дням, а по часам…

Это новый русский богатырь закованный не в железо, а в золото, все преклоняющий перед собой, все порабощающий, властный и в городском и в земском самоуправлении, в суде и особенно в экономической жизни, где он царит абсолютно.

Всмотритесь внимательно в этих ростовщиков без образования, без элементарных нравственных устоев, возросших в школе хищничества.

Опасны, страшно вредны эти люди, именующие себя купцами. Они не интересуются никаким производством, не имеют ни фабрик, ни заводов, не ведут даже правильной торговли и, хотя утверждают, что занимаются коммерцией, но это по простоте называют так самое отъявленное ростовщичество.

Живут они исключительно для наживы, и вся цель жизни формулируется так: «разбогатеть как можно больше в возможно короткое время».

Вырабатывается как бы особая мораль: то нравственно, что служит этой цели бытия, что споспешествует скорейшему достижению личного счастья, то есть наживы.

Никакие общественные инстинкты, никакие нравственные принципы, никакое благородство, порядочность, даже религия, не умеряют их.

Они постольку религиозны, поскольку это может пригодиться в их мерзких делах.

Нажива – вот их Бог.

Закон для них – прокрустово ложе: они на законном основании творят зло, а власть только призвана служить им.

Какое зловещее будущее ожидает нашу родину!

Есть от чего прийти в ужас».

Сазонов Г.П. – Ростовщичество – кулачество. Наблюдения и исследования. СПБ, 1894, с.149, 162-165.

 

Разве не к этому мы пришли сегодня?

 

Что же дает кооперация для борьбы с этим злом.

 

«Если бы кто-нибудь сказал мне несколько лет тому назад, какие успехи сделает кооперация, я ответил бы, что это видение из утопической страны»

                                                                                                                      В. Гладстон.     

 

«Нет, по-видимому, таких задач, которые не могла бы преодолеть совокупная сила мелких экономических единиц собранных в целесообразные соединения.

Каждая не совсем заурядная личность находит в среде этих организаций широкое поле для приложения сил, трудясь, по-видимому, над мелким делом, может иногда оказать на современников более существенное влияние, нежели в прежние эпохи люди с исключительными дарованиями, с славными, на первый взгляд, подвигами.

Что может быть скромнее деятельности Райффайзена, незаметного человека в ничтожной деревне – человека, который больше 10 лет перекраивал, на разные лады устав своего миниатюрного общества взаимопомощи. А между тем можно смело сказать, что в Новой Германии найдется немного государственных людей, которые оставили бы и оставят после себя более яркий след, нежели геддерсдорфский бургомистр».

Профессор А.И. Чупров.

 

«В обществе с разделенным трудом условия сбыта господствуют над производством: они определяют возможные формы последнего».

Профессор А.И. Чупров.

 

«Местный кредит является в сущности крупнейшим с точки зрения местных потребностей кредитом».

В.Н. Коковцев.

 

Самопомощь делает человека человеком. А создание человека – это цель, которую Творец всюду внушает творению. Экономия – вот чем самопомощь особенно полезна для масс, живущих трудом рук своих. Для них экономия есть символ и орудие независимости и свободы, этих необходимых условий всякого прочного блага. В. Гладстон.

 

«В деле мелкого кредита сама провинция перешагнет через какие-нибудь 3-5 лет все самые сильные проекты верхов.

Только не мешайте ей в ее созидательной работе всякими путами…

Помогите местным людям, местным организациям, и на ваших глазах совершится чудо: будто бы нищая Россия развернет перед вами такие богатства, такую кредитную мощь, о которой, пожалуй, не снилось ни одному центральному банку, включая и Государственный банк».

Н.А. Демчинский «Новое время», 1910, 3 октября.

 

«В отдельных местностях России, где действуют ссудо-сберегательные товарищества, можно наглядно убедиться, как население сделалось нравственнее, богаче и развитие».

Князь А. Щербатов.

 

Потребительные общества чрезвычайно эластичная организация, и на легко могут наслоиться другие задачи и цели, как по продаже сельскохозяйственных деревенских продуктов, кустарных изделий и прочего».

Профессор И.Х. Озеров.

Тотомианц В.Ф. – Кооперация в русской деревне. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1912, с. титульный лист, 194, 261, 395.

 

«Экономические отношения определяют экономическую психику хозяйствования лиц, которая, в свою очередь, определяет их ближайшие экономические интересы.

Кооперация же является формой защиты осуществления этих интересов».

Прокопович С.Н. – Кооперативное движение в России. СПБ: Издание Е.Д. Кусковой, 1903, с.214.

 

 «Кооперация есть система коллективности потребления с целью производства. Цель кооперации коллективные сбережения, уменьшение труда на производство необходимых предметов потребления, развитие рационального потребления, увеличение производства и, наконец, развитие производительных способностей и склонностей человека».

«Творцы кооперации» (М., 1919), с.121.

 

«Не верьте тем, кто уверяет вас, что русский народ обречен на добывание сырья для иностранцев. Сами перерабатывайте сырье в ценные продукты. Источники двигательной силы вы везде найдете, когда начнете их искать. Основывайте свои школы, не дожидаясь подарков свыше, где бы ваши дети могли научиться полезному ремесленному труду, и развивайте у себя всякие промыслы. Возобновляйте старые промыслы и развивайте новые.

Этим вы совершите великое дело для всего русского народа.

(Из письма Петра Алексеевича Кропоткина)».

«Артельное дело», 1921, №1-4, с.33.

 

Кооперации в России быстро развивалась.

«За время с 1906 по 1914 год состоялись I и II Всероссийские кооперативные съезды. В 1912 году открылся Московский народный банк — независимый от правительства банк мелкого кредита с отделениями в Лондоне, Харбине и торговым агентством в Нью-Йорке. При банке был учрежден отдел торгового комиссионерства.  Еще раньше в Лондоне был образован  синдикат по организации сбыта артелями Сибири мяса, масла и других продуктов на рынке Великобритании. Именно с помощью этого синдиката вятские купцы Кардаковы вышли на английский рынок с овсяным толокном, изготовляемым по их рецепту, и успешно конкурировали там с американским геркулесом, который, как оказалось, по питательности, значительно ниже толокна».

«Вятский кооператор», 1919, №9, с.30.   

«Российские ученые разрабатывали планы развития кооперации на длительный период. Они считали, что кооперативная Европа должна быть не Европой кооперативно организованных фабрик и заводов, а должна стать Европой кооперативно мыслящих живых людей».

«Вятский кооператор», 1918, №1, с.1.

 

Кто и что нам сегодня мешает начать проводить такую полезную работу для улучшения жизни всего населения России?

 

Александр Рашковский, краевед, 22 июля 2012 года.