Проект Петра Великого «Европеизация России» окончен. Окончен полным провалом.

Если «стоя на одной ноге» попробовать выразить, в чем состоял проект Петра Великого, то главное в нем была идея сделать Россию частью европейской цивилизации. Для чего Преобразователь, казалось бы, сделал все. Учредил Академию Наук. Переодел дворян в европейские платья а мужчин, если некрепостные, заставил бороды брить. Заставил свободное население учиться и просвещаться. Вывел русских женщин из терема, посадил за стол рядом с мужчинами и научил танцевать европейские танцы. Приглашал европейских инженеров, ремесленников, ученых, предоставляя самые привлекательные условия. А также – что вовсе немаловажно – переженил всех потомков и родственников (а следом на ними значительную часть высшего света) на принцах, принцессах, герцогах, графах и прочих европейских аристократах. ПРИНУЖДАЛ честно жить, работать и торговать: как только обнаруживал воровство, даже светлейшего князя любимца Меншикова не раз и не два палкой бивал. Вот если б и Путин по спинам министров, губернаторов и всего своего окруженья палкой прошелся! Равно как и по собственной з….е: картина разве для сновидений. Однако совершенно реальная и будничная при Петре.

И что же? Оглядываясь из трехсотлетнего удаления в будущее, из года 2013-цать можно определенно сказать: проект Петра Великого сделать Россиян европейцами а Россию частью европейской цивилизации окончен. Окончен полным провалом.

Превращение России в страну с европейскими принципами (правом, просвещением, наукой и созданием технологий, промышленностью, уважением прав человека) проходило непросто. После реформ Александра Второго, казалось, Россия наконец твердо стала на путь европеизации. Так, чтобы граница между Европой и Азией, проводившаяся со времен Греции и Рима примерно по Дону (что совершенно логично: на север от Босфора и Дарданелл, разделяющих Европу и Азию в бассейне Средиземного Моря) и самостийно перенесенная русскими на Урал, в самом деле казалась перенесенной далеко на Восток. В конце 19ого века взирая из Франции или Германии казалось: Европа расширилась, в семью европейских народов почти-что вошли русские. Однако пристальные наблюдатели замечали, что Россия, несмотря на громкие декларации, никакая, разумеется, не Европа. Вот что писал (глядя из эпохи Александра Второго, в которую жил) Салтыков-Щедрин:

“ Еще Петр Великий изволил приказать нам быть европейцами, а мы только в недавнее время попытались примерить на себя заправское европейское платье, да и тут все раздумываем: не рано ли? да впору ли будет? — Как хотите, а горше этой формулы самоуничижения даже выдумать трудно.

От чего же мы отбояриваемся? что защищаем? Очевидно, мы защищаем то выпорочное пространство, которое после приказания Петра Великого: быть всем россиянам европейцами, - так и осталось ненаполненным. Нет у нас ничего, кроме пресловутой талантливости, то есть пустого места, на котороммогут произрастать и пшеница и чертополох.”

И все же эти слова (кстати сказать, никогда не афишировавшиес в России, а, как и многое другое написанное Михаилом Евграфьевичем, либо остававшееся труднодоступным, либо находящимся в состоянии засекреченности) в эпоху Витте, за ним Столыпина не могли восприниматься стопроцентно всерьез. Россия мощно развивалась промышленно, образовательно, научно-технологически и экономически. Строились заводы и фабрики, дороги и железные дороги (протяженность которых к 1913ому году лишь чуточку уступала их протяженности спустя в точности век – в 2013ом: а ведь, казалось, прокладывают и прокладывают…), возник мощный образованный класс. Однако процесс европеизации резко прервался в Октябре (он же Ноябрь) 1917-ого.

 

Неутешительный (хотя для большевиков-ленинцев и патриотов эпохи Путина, а также, как это ни странно, для большинства москвичей независимо от политических убеждений, радостный) вывод: ПРОЕКТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО ЗАКОНЧИЛСЯ ПОЛНЫМ ПРОВАЛОМ можно было сделать сразу после большевистского переворота. И им датитоваться конец Петровской Эпохи. Большевики (читай: русский народ потому что без поддержки большинства населения а не каких-то меньшинств никакие революции, “завоеванья” которых продолжаются десятилетия, невозможны) перебили дворянство, умственная элита общества (интеллигенция) или уничтожена, или выслана из страны. Лозунг “кто был никем тот станет всем” — являвшийся ключевой строкой русского перевода Интернационала (в французском оригинале отстутствующей) являлся квинтэссенцией произошедшего: уничтожению подлежало ВСЕ и до самого основания.

Однако: как это ни странно, постепенно некоторые стороны проекта Петра сделать россиян европейцами были реанимированы коммунистами. Уважение к науке и знаниям, ученым, инженерам, артистам, писателям, композиторам не только реанимировалось – в СССР сравнительно с Российской Империей умножилось. Вместо уничтоженной российской интеллигенции (одного из отдаленных столетием результатов деятельности Петра), которую большевики растоптали и добили в застенках НКВД и концлагерях, была ВЗРАЩЕНА Советская Интеллигенция. Выведена большевиками, как лысенковцы выводили сорта пшеницы и невиданные при капитализме породы коров «путем неустанного и все усиливающегося воздействия на вымя» (фраза в кавычках не ирония а цитата из протоколов сессии ВАСХНИЛ, разгромившей генетику). Московский и Ленинградский университеты в 60ые-80ые годы 20ого века неизменно входили в десятку лучших университетов Европы. Система Академии Наук (а также других научно-исследовательских и научно-производственных учреждений), была преобразована в структуру с миллионами работающих в них исследователей, технологов и ученых. С зданиями в лучших местах городов, с территориями, необходимыми для экспериментов, селекции, полигонами. Домами отдыха, здравницами, клубами, больницами и санаториями. Коммунисты при Брежневе и Андропове создали государство в государстве: империю познания и созидания. В которую КГБ не очень и вмешивалось: правил, оставаясь незамеченным повседневно. Отлично осознавая, что творцам необходимо дать иллюзию независимости от контроля (доктрина Андропова восходящая к фразе Сталина: “оставь их в покое, Лаврентий”). В надежде осуществить мечту коммунистов: обогнать Америку и Европу. И надо отдать большевикам должное: достигли немалого. См. Например, спутники, лучшие в шестидесятые годы реактивные самолеты и лучшее школьное образование в точных науках в мире.

Казалось с освобождением от большевизма с его засекреченностью и омертвелостью (“В СССР нет ни одного начинания, которое не исходило бы от Центрального Комитета Нашей Партии и ее Ленинского Политбюро” — были не пустой угрозой омертвения жизни по предписанью Советской Власти, а претворялись в явь всюду, где “ступала нога” более чем двух человек) Россия воспрянет. Станет страной с европейскими нормами уважения личности, собственности, прав гражданина и права как такового. Однако произошло прямо противоположное. После распада Союза интеллигенция оказалась уничтоженной во второй раз. Промышленность разрушена. Воры в законе и над законом, а с ними откатчики, бандиты, жулики, лицемеры и врали, в отличие от коммунистов, не имеющие мечты, никакой цели кроме личного обогащения и разврата, стали править страной. Оглядываясь из 2013ого года, эпохи Ельцина и Путина, казалось такие разные, с точки зрения главных происходящих процессов (если отвлечься от флуктуаций вроде временного и иллюзорного торжества европейски ориентированных демократов) являются одной и той же эпохой.

События последних месяцев особенно наглядно показывают, что Россия возвращается в свое естественное допетровское состояние. В котором Европа является злейшим врагом. Попытка разрушить остатки Академии Наук (за двадцать лет после распада Союза разрушенной сначала нищенством ученых, затем презрением к ним и аморальностью атмосферы в стране, с науками и созданием технологий несовместимыми), стремительное, как татарский набег, принятие в двух чтениях в Думе чудовищного проекта министра образованщины и науки Ливанова с поправками, которые за несколько дней было невозможно продумать, является последней точкой в процессе уничтожения России Петра. Лучшие университеты России Московский и Санкт-Петербургский из нахожденья в десятке лучших в Европе откатились в конец первой сотни один и второй сотни другой – а значит, в мире миллионы выпускников, которые лучше российских, то есть даже выпускников самых элитных вузов не говоря уже о всех прочих. С дипломами (и вузовскими, и о получении Степеней Кандидата наук и Доктора) кои, как выяснилось подделывались на уровне ВАКа! Равно как и результаты экзаменов, по которым школьники принимаются в вузы: куда ни ткни – ложь, разложение, иммитация… Российские специалисты (за исключением индивидуумов-дарований) нигде никому не нужны, а в самой России создать ничего конкурентоспособного не могут даже если бы чудом страна “почестнела”. Такая реальность, похожий на диагноз неизлечимой болезни.

Но вот что очевидно-парадоскально-невероятно. Глядя из России 21ого века, как это ни дико звучит, разрушение РАН Властью выглядит совершенно логично. В Федерации, какой она стала, говоря прагматически, без мечтаний а исходя из реалий, науки, равно как и развитие технологий и в самом деле ненадобны, потому что в обстановке лжи, переделов собственности, рейдерства и откатов никакие конкурентноспособные технологии созданы быть не могут. И никакие открытия в науке сделаны быть не могут кроме как одиночками: потому что наука имеет с истиной дело, которая в путинской федерации, пронизанной сверху донизу цинизмом и ложью полный изгой. Ну а в обстановке откатов и иммитации правды (она же ложь) никакие технологии работать не будут. Самолеты – даже летавшие некогда – будут падать, соревнуясь с ракетами. Заводы останавливаться, научно исследовательские институы переделываться под бардели, бутики и дворцы индивидуального пользования. Ничего в обстановке лжи и обмана кроме иммитации жизни невозможно создать: это же очевидно.

России, какой она стала, не нужны науки и технологии. И не только они. Полиция, которая охраняет не власть а народ — “агент иностранной державы”. Уважение к правам личности – нонсенс: ищь чего, электарии, захотели! Правосудие, независимое от власти, уничтожать надо в зародыше, потому что как только появятся непозвонковые судьи, а также независимый от власти Верховный Суд равно как Прокуратура – так всю верхотуру власти со родственники-соподельники надо будет пересажать в тюрьмы из кабинетов с дворцами, из зАмров да под замкИ – да простится мне напрашивающийся каламбур.

 

ПРОЕКТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ РОССИИ НА ЕВРОПЕЙСКИЙ МАНЕР ЗАКОНЧЕН. ЗАКОНЧЕН ПОЛНЫМ ПРОВАЛОМ. Ну а чем станет Россия при Путине и после Путина, а также будет ли послепутинская Россия вообще – вопросы не для лапидарной заметки. Да и не к этому автору.