Не тревожьте могилы предков: последствия непредсказуемы

Не тревожьте могилы предков: последствия непредсказуемы

 

 «Да будет свободно общество от деспотизма власти, но, да будет и личность человеческая свободна от деспотизма общества»

Покровский И. «Этические основы политики» — «Полярная звезда», 1906, №4, с.267.

 

Есть старая притча о двух лягушках. Одну бросили в горячую воду — она обожглась и выпрыгнула. Другую положили в холодную воду, которую стали медленно нагревать — она привыкала к медленному повышению температуры и сварилась.

А вспомнилась эта притча в связи вот с чем.

Тихой сапой построили забор вокруг сквера на пересечении улиц К. Маркса и Профсоюзной и стали помаленьку завозить песок и бетонные панели. Опубликовали оценку проекта с архитектурной точки зрения. В ней говорится о грамотной разработке проекта и упоминается о плачевном состоянии сквера.

Заметим, что конструкция гильотины тоже была разработана грамотно с инженерной точки зрения.

Дело же вовсе не в уровне разработки проекта, а в его цели, необходимости и последствиях.

В качестве цели проекта декларируется привлечение инвестиций в регион. Вообще-то, инвесторов интересуют не количество офисов, которые, кстати,  уже заполонили город, а возможности развития для бизнеса связанного с производством, а не только торговлей.

Что касается последствий реализации предлагаемого проекта, то они для экологии города Кирова, а значит и для здоровья населения, плачевны.

Существует, по нарастающей, 5 уровней угрозы экологической ситуации. Город Киров находится на предпоследнем, четвертом уровне.

Отметим, что район сквера и без того экологически неблагоприятен. Обилие выбросов от автотранспорта и предприятий города не позволяют жителям  свободно дышать. Усугубляет ситуацию и то, что в квадрате между улицами Р. Люксембург, К. Маркса и Октябрьским проспектом в последние годы построили немало жилых многоэтажных домов (и продолжают строить), традиционно вырубая зеленые насаждения.

Более того, выбросы эти являются питательной средой для легочных бактерий, о чем говорят результаты научной работы, представленные в диссертации врача О. М. Будзейко.  Недаром на эту диссертацию был наложен гриф «для служебного пользования». Последствия для здоровья подростков (а обследованию подвергались именно они) оказались весьма серьезными, что должно было бы насторожить администрацию города, которая на словах «печется» о нуждах жителей.

Руководитель Вятской Торгово-промышленной палаты господин Липатников заявил, что на территорию оформлена аренда в 1999 году.

Сразу захотелось прояснить некоторые детали:

а) обозначалась ли цель использования арендуемой территории при оформлении аренды, и кто конкретно давал разрешение на нее;

б) при разрешении возведения забора вокруг сквера была ли заявлена цель, с которой он возводится, и кто конкретно выдал такое разрешение;

в) вошла ли задуманная стройка в перспективный и генеральный планы развития города, и существуют ли они вообще;

г) проводилась ли экологическая экспертиза проекта и рассматривалась ли в нем необходимость такого строительства;

д) проводились ли какие-либо общественные слушания?

Эти вопросы отпали сами собой 13 июня 2013 года, когда на круглом столе в Герценке были озвучено обещание проведения экспертных оценок. Совершенно очевидно, что их не было.

И это поразительно. Никаких экспертиз и общественных слушаний не было, а проект разработан, и подготовка к строительству идет полным ходом.

Тот факт, что в течение четырнадцати лет в сквере не проводилось никаких работ по улучшению этой рекреационной зоны, как раз и свидетельствует о том, что изначально эта аппетитная для Вятской ТПП территория намечалась для совершенно других целей.

Между тем, сквер являлся излюбленным местом отдыха жителей района вопреки утверждению господина Липатникова о том, что он несколько раз приезжал на арендованный объект и не видел там никаких отдыхающих. Те, кто живет в этом районе, знают, что в сквере постоянно находились и молодые, и пожилые кировчане, с детскими колясками и с домашними питомцами, и на аллеях сквера, и на скамейках под большими кустами цветущей сирени. Зимой в сквере проводились уроки физкультуры несколькими школами города.

Господин Липатников заявляет в качестве аргументации за продолжение стройки, что на проект затрачено более двадцати миллионов рублей, и что в случае расторжения договора об аренде он обратится в суд с иском о возмещении затрат администрацией города. А, между тем, с иском надо бы обратиться непосредственно к тому лицу, которое, нарушив свои служебные полномочия, дало разрешение на проектирование и строительство без соответствующей экспертизы и слушаний.

С какой стати из городского бюджета должны оплачиваться причуды Вятской ТПП?

В то время, как в Москве за последние несколько лет восстановлено и обустроено 45 парков и скверов, в Кирове задумано уничтожить очередной сквер в качестве подарка «заботливого» Вятского ТПП к юбилею древнего города с его, далеко не блещущем здоровьем, населением.

Есть еще одно препятствие для строительства на месте сквера, которого проектировщики, видимо, не знали. Территория, занимаемая сквером, была раньше мусульманским кладбищем города Вятки. В архиве есть схема его расположения.

Хорошо ли это, если Вятское ТПП, руководитель которой господин Липатников сегодня постоянно позиционирует себя истинным православным христианином, будет тревожить могилы предков? Это ведь уж совершенно не по-христиански.

Во всех цивилизованных странах на месте старых кладбищ делают парки и скверы. Хватит нам и областной больницы, построенной на Ахтырском кладбище, а Северной поликлиники на Богословском кладбище.

Хотелось бы выразить особую «благодарность» главному архитектору города госпоже Рубцовой, бурная деятельность которой по точечной застройке центральной части города, когда новые объекты строительства «сажают» на старые сети, несомненно, приведет к экологической катастрофе. Причем, ждать осталось, вероятно, недолго.

Решение вопроса о запрете стройки в сквере – это сегодня тест о том, будут ли и дальше самовольно и бесконтрольно хозяйничать в городе «баблоносители» и «баблополучатели».

И, самое главное, это тест для жителей города на чувство собственного достоинства, на ответ самим себе: кто мы, люди или подопытные лягушки.

 

Александр Рашковский, краевед, и В. Санин. 17 июня 2013 года.