Культурная жизнь провинциального города в 1924-1925 годах. На примере Вятки.

Культурная жизнь провинциального города в 1924-1925 годах. На примере Вятки.

 

В 1920-х годах провинциальные города жили бурной культурной жизнью. Так, например, в Вятке в садах «Аполло» и Степана Халтурина (сегодня – Александровский) постоянно, и зимой и летом, проходили массовые мероприятия. Особенно много их было летом, когда закрывался на очередной ремонт старенький деревянный театр. В этих садах были летние театры и открытые эстрады, на которых выступали многочисленные гастрольные коллективы, в том числе и коллективы, сформированные из студентов-вятчан, учившихся в театральных и музыкальных учебных заведениях Москвы и Ленинграда, приезжавших в родной город на летние каникулы. Это было продолжением дореволюционной традиции. Прекрасная и недорогая кухня ресторанов и буфетов садов располагала к многочасовому отдыху, и культурные мероприятия подчас затягивались до утра.

Отмечу, что организацией концертов и гастролей до революции в Вятке занимался практически один Спиридон Ситников – совладелец знаменитой кондитерской и магазина музыкальных инструментов Якубовского, здание которого сохранилось. Это было редкое совмещение в одном торговом учреждении. Кондитерскую очень любили посещать компаниями прелестные гимназистки из Мариинской женской гимназии и учащиеся епархиального женского училища, так как каждое седьмое пирожное отпускалось бесплатно. Не знаю, кто обучал Спиридона Ситникова маркетингу, но он придумал еще такой замечательный маркетинговый ход. На каждой программе Вятского городского театра обязательного печаталось «Рояль предоставлен магазином Якубовского». Поэтому в магазине и кондитерской торговля шла бойко.

Спиридон Ситников был еще и отважным человеком. Когда в наш город привезли ссыльных Великих Князей, он открыто помогал им, чем мог. За это его вскоре расстреляли.

Добавлю, что Вятское губернское земство тратило до 28% своего годового бюджета на культуру и образование. Немало тратило на это и Вятское уездное земство, да и другие уездные земства губернии. Поэтому культура и образование постоянно развивались. Замечу, что даже во время I Мировой войны земства продолжали строить школы, больницы и Народные Дома. Бюджеты земств никто не трогал.

 

Вот перечень ряда гастролей и концертов в Вятке в 1924-1925 годах.

 

«Концерт исполнительницы русских народных песен Евгении Илларионовны Башариной и премьера Мариинской оперы В.П. Грохольского в саду Аполло 11 июля 1924 года.

У рояля А.А. Зуева».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1435, л.66).

 

«Гастроли Московской оперетты под управлением Ю.К. Корсак в летнем театре «Аполло» с 16 июля 1924 года (есть полный список труппы – А.Р.)».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1435, л.101, 111, 112, 147, 161, 162, 165, 194).

 

«Анонс ежедневных больших народных гуляний в саду Аполло с 3 августа 1924 года.

Разнообразные представления. Оперетты. Миниатюры. Водевили. Скетчи. Гротески. Буффонады. Сценки. Шаржи. Мелодекламации. Танцы, частушки, куплеты и прочее.

Ежедневно новый репертуар.

Оркестр духовой музыки.

Начало гуляний в 8 часов вечера.

Входная плата – 30 копеек».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1435, л.11).

 

«Актовый зал Вятского сельскохозяйственного техникума.

В субботу, 9 августа 1924 года, студентами Вятского землячества ленинградских вузов устраивается концерт.

Перед началом концерта пускание ракет.

Буфет. Играет оркестр духовой музыки.

Начало концерта в 9 часов вечера.

В концерте участвуют: Роза Изгур, Синицин, Чарушников, Дрягин, Румянцев, Коханович и другие.

После концерта танцы до 5 часов утра.

Ответственная распорядительная комиссия: Пысин, Казаринов, Марихин, Юдкевич, Галкин.

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1435, л.19).

 

«Театр «Аполло»

Гастроли Ленинградского передвижного театра П.П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской.

В среду, 6 августа 1924 года – Дрейер «Зимний сон».

В четверг, 7 августа 1924 года – Достоевский «Хозяйка».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1435, л.20).

 

«Новый клуб сада Степана Халтурина.

В среду, 6 августа 1924 года.

Гастроли известного автора-сатирика и юмориста Сергея Орловского. Кабаре.

Монологи. Куплеты. Частушки. Пародии. Музыкальная эксцентрика и прочее.

Море смеха.

При участии Н.Д. Широкожукова, Е.П. Лоранской, А. Добровольского и К. Евдокимова.

Салонный оркестр – у рояля Г.В. Ухов.

Ресторан. Кухня. Игры».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1435, л.23).

 

«В саду Аполло 8 августа 1924 года в театре вечер эксцентрики дает студент Московского государственного института театрального искусства (ГИТИС) А.С. Летов.

Американская чечетка.

Новые европейские танцы.

У рояля – студент Ленинградской консерватории И. Израильсон.

Скрипка – студент Московской консерватории Л. Польский.

Ответственный администратор – студент ГИТИС П.Я. Чучкалов».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1435, л.25).

 

Из программы концерта в «Неделю помощи школе», устраиваемого школой I ступени №56 Станции Вятка-1 Северной железной дороги 19 января 1925 года.

 

Первое отделение.

 

«Две мамы» — пьеса Иркутова из журнала «Барабан» №4/9 за 1924 год для юных пионеров.

 

Второе отделение.

  1. «Республика малюток» — исполняет хор школы.
  2. «Школьная марсельеза» — исполняет хор школы.

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1683, л.59).

 

Лекция-диспут московского профессора, доктора богословия, митрополита Александра Введенского 16 февраля 1925 года.

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1683, л.208).

Об этом диспуте остались воспоминания преподавателя пединститута Павла Михайловича Арбузова.

 

Программа проведения Международного дня работницы 8 марта 1925 года, устраиваемого I вятским школьным городком в подшефном селе Филейка:

  1. Доклад «Международное коммунистическое движение женщин» — Волнина.
  2. Доклад «Воспитание грудного ребенка» — Попова.
  3. «Бедность не порок» — пьеса А.Н. Островского в 4 действиях. С комментариями к комедии выступает Ванслов.

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1683, л.297).

 

Лекции-диспуты А.В. Бобрищева-Пушкина на темы:

  1. «Христос» — 19 марта 1925 года.
  2. «Эмиграция и интеллигенция» — 20 марта 1925 года.

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1683, л.350).

Александр Владимирович Бобрищев-Пушкин, родился 8 декабря 1875 года в Петербурге, российский адвокат, публицист, драматург, защитник Бейлиса и Пуришкевича. После революции — на юге России, эмигрировал в Сербию, затем в Германию. Один из активных участников движения «Смена вех». В августе 1923 года вернулся в Советскую Россию. Состоял членом Ленинградской коллегии защитников. С 1933 года пенсионер. 10 января 1935 года Александр Владимирович был арестован (Кировский поток) и приговорен военным трибуналом Ленинградского военного округа к 10 годами лишения свободы. Отбывал наказание в Соловецком лагере. 27 октября 1937 года расстрелян.

 

«Грандиозный концерт-бал в Вятском пединституте 11 апреля 1925 года с участием премьеров музыкальной комедии М.П. Мотео и Е.Д. Неволиной.

Играют духовой и струнный оркестры.

Роскошный буфет, пиво.

Ответственный распорядитель А. Лужбикович».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1677, л.37).

 

«Постановка литературного суда над книгой Ильи Григорьевича Эренбурга «Хулио Хуренито» 3 мая 1925 года в 6 часов вечера в помещении Вятской публичной библиотеки им. А.И. Герцена.

Действующие лица:

  1. Председатель суда – Федоров, сотрудник библиотеки.
  2. Свидетели – Решетников и Маишев (студенты пединститута), Шабалина и Лубнина (сотрудники библиотеки).
  3. Защитник – Дрягин (директор библиотеки).
  4. Обвинитель – Бочаров (сотрудник РКИ).
  5. Секретарь – Кулева (сотрудник библиотеки).

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1684, л.141).

О причинах такого интереса к этому произведению И.Г. Эренбурга написал Дмитрий Быков в своей замечательной книге «Советская литература. Краткий курс» (М.: ПРОЗАиК, 2013, с.205-221).

 

«Гастроли Московского театра «Синяя блуза» в клубе им. Демьяна Бедного 15-17 мая 1925 года».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1677, л.208, 254).

 

«Концерты известного исполнителя еврейских народных песен Л. Прохожинского в клубе «Дворца Труда» с 24 мая 1925 года. С участием артистов еврейской сцены Н. Уманской и С. Фридлянд.

Вечер юмора и смеха.

Все номера исполняются на идиш».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1677, л.269, 409).

 

«Гастроли заслуженного ленинградского артиста и автора Г. Ге в летнем театре «Аполло». При участии артистки Е.К. Капустиной и артистов Б.Е. Жуковского, Л.А. Трей, В.Г. Киселева и Ю.Н. Юртевского».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1435, л.22, 29).

 

«Гастроли Харьковского коллектива украинских артистов в летнем театре «Аполло» с 3 июня 1925 года. Режиссер К.И. Вишневецкий».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1678, л.19, 30, 37, 335, 409, 433, 454, 462, 533, 534, 556, 562).

 

«Гастроли Ленинградского балета из Мариинского театра в Вятке. Режиссер С.Н. Уланов (отец Галины Сергеевны Улановой – А.Р.)».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1678, л.28).

 

«Гастроли оперной труппы ленинградских театров под управлением М.С. Милославского (указаны все артисты принимавшие участие в спектаклях – А.Р.).

Начало гастролей 15 июня 1925 года в клубе им. Демьяна Бедного».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1678, л.50).

 

«Гастроли коллектива музыкальной комедии с Украины  в летнем театре «Аполло» с 23 июня 1925 года».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1678, л.196).

 

«Анонс вятских кооператоров о бесплатных гуляниях для детей в саду Степана Халтурина 4-5 июля 1925 года. Детские киносеансы. Катание детей на моторной лодке и автомобилях. Инсценировки. Детские игры. Раздача детям подарков».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1678, л.408).

 

 «Вечер в царстве смеха и веселья в саду Аполло 14 июля 1925 года».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1678, л.554).

 

«Выступления вятской «Синей блузы» в клубе «Дворца труда» в июле 1925 года.

Постановка А.Ц. Пуни».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1678, л.561, 698, 699).

 

«Народные гуляния в саду Степана Халтурина 31 июля 1925 года. С участием артистов ленинградской оперы О.В. Нардуччи и М.П. Любского на открытой сцене».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1678, л.724).

 

«Публичный диспут в Вятке при участии профессора Ленинградского университета Александра Михайловича Покровского на тему: «Патриарх Тихон и Судьбы Русской Православной Церкви. Правда о современной церковной смуте» проводится 6 августа 1924 года».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1435, л.291).

 

«Гастроли знаменитого трагика Рафаила Адельгейма с ансамблем артистов московских театров в летнем театре «Аполло» в августе 1925 года».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1679, л.36).

 

«Гастроли артиста Московского театра (бывшего Корша) К.А. Зубова в летнем театре «Аполло» в августе 1925 года. С участием артистов столичных театров В.Н. Струйской, К.А. Степной, Г.М. Субботина и М.Н. Корненова.

Спектакли в оригинальной постановке К.А. Зубова».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1679, л.384, 390, 407, 460).

 

«Вечера в саду «Аполло» 22 и 23 августа 1925 года с участием знаменитой певицы Ленинграда Большаковой».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1679, л.542).

 

«Анонс Центрального клуба юных пионеров Вятки «Кузница» о спектакле на детском утреннике 13 декабря 1925 года в Вятском городском театре.

Новая пьеса Яльцева «Грач» в постановке В.Т. Вольнова. Художник Гертель.

Начало в 13=00».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1681, л.6, 10).

 

«Спектакль вятской «Синей блузы» в городском театре 8 октября 1925 года.

Режиссер А.Ц. Пуни.

Конструктор А.А. Сурушкин.

Музыкальное сопровождение М. Серебренников».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1681, л.12).

 

«Программа концерта в Вятской публичной библиотеке им. А.И. Герцена 21 декабря 1925 года.

Первое отделение.

 

  1. «Хозяин» — стихи Никитина – артист гортеатра Зверев.
  2. «Баркарола». Музыка Браун – баритон Вылегжанин (на бис – «День ли царит…», «Уж гасли в комнатах огни…» — музыка Чайковского).
  3. «Балаганчик» — стихи А. Блока – артистка гортеатра Постникова.
  4. Соло на рояле – исполняет Румянцев.
  5. «Горные вершины». Музыка Рубинштейна – исполняют Вылегжанин и Кулева.
  6. Соло на скрипке – исполняет Добровольский.
  7. «Песня борьбы» — исполняет хор пединститута под управлением Еремина.

 

Второе отделение.

 

  1. «Марш Добролета» — исполняет хор пединститута под управлением Еремина. (На бис – «Ночь», «Яблоня»).
  2. «У лесной опушки» Стихи – исполняет Злобина.
  3. «Гремят мятежные раскаты» — исполняет хор пединститута под управлением Еремина.
  4. «Rondo» из сонаты Ромбера – исполняет на виолончели Ширяев.
  5. Марш на цитре – исполняет Криницын.
  6. Ария Томского из оперы «Пиковая дама» — исполняет Чапурский.
  7. «Песня коммунаров» — исполняет хор пединститута под управлением Еремина.

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1686, л.238).

 

«Гастроли исполнительницы романсов и песен Юлии Фаустовны Кассовской в клубе «Дворца труда» 22-23 декабря 1925 года.

Из репертуара Вари Паниной».

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1681, л.408).

 

О том, что происходит с культурой сегодня, даже писать не хочется…

То, что делал до революции один Спиридон Ситников, сегодня отвратительно делают множество чиновников, слабо разбирающихся не только в культуре.

Даже те небольшие деньги, которые выделяются на культуру, ими неизменно «пилятся».

Эти деньги, как кометы сгорают в верхних слоях атмосферы. Так когда-то остроумно выразились создатели 16 полосы «Литературной газеты» относительно премий. Эту шутку  цензура в газетную полосу не пропустила, но блестящее выражение осталось навеки в журналистском фольклоре…

 

Александр Рашковский, краевед, 10 июня 2013 года

 

 ***

А теперь несколько слов о новостях техники и технологии. Каждого молодого человека интересует вопрос: айпад 4 цена понизилась или осталась столь же высокой? Прогресс все же должен приводить к более доступным устройствам высоких технологий.

 

 

 

 

 

 

Один комментарий к “Культурная жизнь провинциального города в 1924-1925 годах. На примере Вятки.

  1. Впечатляет. И работа краеведа — тоже.

Обсуждение закрыто.