Кого секли на Руси в середине 19 века

Читаю книгу Ехезкела Котика «Мои воспоминания» (СПБ, М.,  Иерусалим, 2009, перевод с идиша), рассказывающую о жизни в России в черте оседлости в середине 19 века.  В черте оседлости – да, но автор рассказывает также о крестьянах, помещиках, солдатах, кантонистах, ну и, конечно, о евреях. О помещиках автор не может сказать ничего хорошего. Они нещадно секли своих крестьян. Столь же нещадно секли солдат. Это общеизвестно. Однако, больше всего автор пишет о евреях и еврейской общине того времени. И здесь он остается верен своему замыслу, пишет беспристрастно, пишет правду и только правду. В еврейских общинах секли. Секли детей, учившихся в хедерах.   Когда читаешь эти отрывки об обучении детей, сердце добросердечного читателя начинает учащенно биться от сострадания к ним. Настолько жестокими были учителя – меламеды, настолько сами они были совершенно не подготовлены к преподаванию в современном смысле этого слова, настолько часто неграмотными были они, меламеды, требовавшими от маленьких детей механического заучивания отрывков из Торы. Эти меламеды жили на деньги отцов своих учеников, им надо было еженедельно, по четвергам, показывать отцам успехи этих учеников и для этого они могли доходить до пределов жестокости, считая порку наиболее эффективным методом прививания ученикам прилежности  и развития способностей. Секли не только маленьких детей, секли 12-14-летних юношей, уже женатых, по тем обычаям. В частности, рассказывается эпизод, когда у ученика родился мальчик, отец бежит в хедер, чтобы поздравить молодого отца, и именно в это время меламед сечет его за невыученный урок, проговаривая свои издевательские поздравления. Эта жестокость проникала иногда в самое нутро молодого человека, становилась его «вторым «я». Примечателен здесь рассказанный случай о порке, затеянной «отличником» при опросе своих товарищей, менее его преуспевших в знаниях.   Что и говорить, жестокое время!

2 комментария для “Кого секли на Руси в середине 19 века

  1. Дорогой Виктор! Я вижу, что тема порки будет у Вас следующей, после «кушаний и пробок». Так? Спасибо! Ефим.

  2. А вор-новотор этим временем дошел до самого князя, снял перед ним шапочку соболиную и стал ему тайные слова на ухо говорить. Долго они шептались, а про что — не слыхать. Только и почуяли головотяпы, как вор-новотор говорил: «Драть их, ваша княжеская светлость, завсегда очень свободно».

    М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

Обсуждение закрыто.