Что же нам делать со школами

Что же нам делать со школами

 

Выступление президента В.В. Путина с призывом организовывать комитеты родительского сопротивления вызвало большую дискуссию в сети. Чтобы пользователи сети не изобретали в очередной раз велосипед, хочу ознакомить их с опытом Англии, который уже применяется там с середины XIX века. Об этом было написано немало книг и статей.

Вот выписки из ряда публикаций.

«Эта школа творит самое себя, чутко прислушивается к жизни, формируется под влиянием тех внешних и внутренних условий, в которых происходит ее работа.

Ни в больших городах, ни в деревнях нет одного выработанного типа школы, не встретится двух школ, похожих друг на друга.

Официальная организация школы дает очень широкий простор для большого разноообразия в постановке дела.

Английская школа – жизненная школа. Это известного рода детская община. Дети – члены коллектива, связанные с ним правами и обязанностями, заинтересованные в его процветании, организующие сами в разных формах жизнь этого коллектива.

Советы графств или другие органы самоуправления выделяют из своей среды Школьные Советы или Комитеты.

Школьные Советы, кроме прочего, открывают каникулярные школы, летние площадки, центры игры и другие виды внешкольной работы, создают специальные органы для отыскивания занятий для детей, окончивших школу.

Учебные планы и программы английских начальных школ отличаются большой эластичностью и приспособляемостью к местным условиям.

Девочки с 11 лет проходят курс кулинарии и прачечного дела, а с 12 лет – курс домоводства, включающий кулинарию, прачечное дело, рукоделие, ведение хозяйства и вообще все домашние обязанности.

Для занятий домоводства при школе есть центр домоводства: кухня и прачечная и особый домик, устроенный по образцу типичного английского домика.

На уроках кулинарного искусства дети учатся выбирать провизию и готовить здоровую простую и экономную пищу. Знакомятся с правилами гигиены, с питательностью разных видов продуктов, приучаются подбирать меню, вести учет расходам, составлять домашний бюджет.

В прачечной учатся стирать и гладить.

В рукодельном классе учатся шить, кроить и чинить.

В центре домоводства на практике проходят гигиенические формы уборки, знакомятся с удобной и красивой гигиенической обстановкой, устраивают обеды и завтраки, накрывают на стол и ведут записи расходов.

Занятия домоводством нередко связываются с занятиями естествознанием, арифметикой, черчением (диаграммы)».

«Садоводство в школе, это отрасль природоведения. Его задача – сближение школьника с природой, развитие в нем всех тех сторон, которые закладываются уроками природоведения, но отнюдь не профессиональной подготовкой. Школьный садик – новый стимул интереса к естествознанию.

Садоводство дает живой материал для многих классных занятий.

Наконец, с садоводством связан новый подход к книге: создается привычка обращаться к книге за советом для разрешения практических трудностей. Ребенок привыкает просматривать простые книги или периодические издания и начинает понимать, что чтение не просто забава, а средство для приобретения знаний.

Сама работа в саду ведется индивидуально, группой и всем классом. Существуют индивидуальные грядки, грядки групп и грядки целого класса. Некоторые школы практикуют систему двойной грядки, где грядка дается двум ученикам. Один, более опытный, ответственен за работу, другой – помощник, как бы проходит стадию ученичества.

Каждый школьник ведет садовый дневник, где заносит свои наблюдения о работе и обо всем с ней связанном (подготовка почвы для растений, количество семян, высеянных на известном пространстве, глубина посева, время появления первого листа, время сбора, количество и т.п.). Весь этот материал (записи) ведется самими детьми».

«Английская школа исходит из положения, что рисование – такая же естественная вещь для ребенка, как речь, писание и чтение. Способность видеть и выражать увиденное, помогает полнее понимать формы и краски окружающей жизни. Это длительный процесс: ученики лишь постепенно на практике приучаются к полной точности видения и воспроизведения.

Другая сторона рисования, лепки и других видов ручного труда в школе – эстетическое воспитание. В этой постоянной работе дети учатся видеть и ценить красоту форм и красок. Во многих школах часть времени специально посвящается изучению картин и скульптуры в связи с занятиями рисованием и лепкой».

«Физическое воспитание является одной из важнейших забот начальной школы. В каждой школе известное количество времени отдается систематическим физическим упражнениям в форме гимнастики. В ряде школ физические упражнения принимают вид народных игр и народных танцев. В связи с изучением старых народных обычаев, песен, музыки, игр школы часть времени отдают народным играм и танцам».

«Систематические измерения, взвешивание и диаграммы здоровья ведутся во многих школах, особенно там, где условия позволяют содержать сестер милосердия».

Ландсберг Р. – Английская начальная школа. М., 1924, с.5-8, 12, 111-115, 117, 119-120, 124.

«Позвольте мне выразить свое искреннее пожелание», — сказал профессор Гексли на митинге в зале Городской Думы города Манчестера в ноябре 1887 года, — «чтобы все те лица, кто причастен к делу развития технического образования, заботились в то же время и о том, чтобы условия промышленной жизни оставались такими, при которых физическая энергия населения могла бы всегда оставаться на высоком уровне. При которых возможны были бы и забота о нравственном развитии. При которых, жизнь народа озарилась бы лучами надежды и удовольствий, а престарелый возраст сулил бы не одни лишь болезни и лишения. Краткий рабочий день, который уже достигнут в наилучше организованных отраслях нашей промышленности, представляет собой величайшее наше преимущество».

«Новое слово», 1896, №9, с.23.

Чем обоснован такой подход к процессу обучения.

«Экономическая ценность одного промышленного гения с избытком покроет издержки на воспитание детей целого города, потому что одна идея, как, например, изобретение Бессемера, увеличила производительность Англии в большей мере, чем работа сотен тысяч людей.

Законы же, управляющие рождением гениальных людей, непроницаемы для человеческого разума. Ничто не наносит такого ущерба национальному богатству, как небрежная расточительность, ведущая к тому, что гениальные люди тратят свои силы в самой простой работе».

«Русская школа», 1900, № 7-8, с.182-183.

Именно для этого английские школы уже давно бесплатны.

«По циркуляру департамента народного просвещения Англии 1891 года, не только обучение в начальных школах должно быть даровое для родителей, но родители не должны нести никаких расходов ни на книги, ни на письменные принадлежности, необходимые для школы».

«Русская школа», 1900, № 10-11, с.209.

А вот как прекрасно сформулировал основные мысли по вопросам образования английский мыслитель Самуэль Смальс.

 «Путешественники, наблюдавшие англичанина, бывают поражены удивительным развитием обособления, индивидуализации каждого англичанина и его необыкновенной личной уверенностью и энергией, не тратящейся на совершенствование учреждений, но обеспечивающую повсюду и всегда свободу слова, дела и мысли.

В этой-то энергии каждого лица в отдельности и в примере, повсюду распространенном, получает англичанин свое лучшее практическое воспитание.

Воспитание обыденное, дома, в лавках, на улице, в мастерской, за плугом, на фабриках и вообще во всех центрах общественной деятельности, несравненно выше и полезнее для жизни. Это воспитание вырабатывает из англичанина трудящегося и свободного человека.

Этим путем воспитания формируются действительные члены общества. Все достоинство общественного воспитания, которое с малолетства приучает англичанина употреблять в дело свою силу и свободу, вступать в союз между собою, сопротивляться всему, ничему не удивляться, ничего не бояться и предохранять себя собственными силами от всех случайностей жизни.

Энергия труда – лучшая из школ, в которых в учащемся воспитывается способность приносить пользу, где развивается дух независимости и приобретается привычка преследовать свою цель.

Прогресс в развитии человечества совершается гораздо более помощью труда, нежели помощью книг. Труд, жизнь и личные свойства людей более способствуют движению и освежению человечества, чем литература и наука и примеры, черпаемые из жизнеописаний великих людей.

Англичане придают гораздо большее значение настойчивости, упорности в преследовании цели, труду, умению управлять собой, чем прилежанию при изучении наук в молодости.

Нет счастья, равного обладанию мужественным сердцем.

В частной скромной жизни ничего не может быть утешительнее и прекраснее, как видеть человека, который побеждает страдание терпением, торжествует в своей чистоте и сохраняет бодрость духа. Нет пользы в том, чтобы только ждать, как это многие делают «пока улыбнется счастье», но надобно бороться и устоять в своем стремлении. На многих жизненных путях должно бодро переносить тяжелый труд, как необходимую науку жизни. Кто позволяет ослабеть своему прилежанию или уклоняется от труда под пустыми предлогами, тот на верной дороге к полной неудаче. Привычка к упорному постоянному труду усваивается с течением времени сравнительно легко, как и всякая другая привычка. Так люди даже самого обыкновенного ума и самых слабых способностей могут многое сделать, если они всецело отдаются занятиям одним предметом и в одно время. Никакая действительно достойная цель не может быть достигнута без деятельного труда. Напряженное хотение превращает возможность в действительность. Воля – сила хотения – помогает человеку сделать то, что он задумал сделать или стать тем, чем он задумал быть.

«Где есть воля, там и дорога» – старинная, но верная поговорка. Решимость достигнут чего-нибудь, есть часто само достижение.

Любимое правило Наполеона было: «Истинная мудрость заключается в первой решимости». Великое искусство повелевать состоит в том, чтобы принимать живое участие в деле.

Главная причина различия между людьми слабыми и сильными, великими и мелкими, зависит от степени напряжения стремления к неуклонному преследованию предположенной цели.

Лучший род успеха всякой человеческой деятельности никогда не зависит от случая. Мы можем рассчитывать только на то «благополучие», которое сумеем сами приготовить для себя.

Нужда есть первое возбуждающее средство к труду.

Постоянное внимание к причинам мелочей составляет основание человеческого прогресса.

Прилежание – главная причина удачи.

Аккуратность имеет важное значение. Она есть постоянный признак деятельности человека.

Усидчивость является следствием понимания ценности времени.

Деловой человек, принадлежащий к высшему классу общества, должен соединять основательное благоразумие, живую проницательность и постоянство  в исполнении задуманных планов. Такие люди вносят новую жизнь в движение промышленности, они вносят свой характер во всякое дело своих рук и из них то и выходят самые могущественные двигатели общественного прогресса всех времен.

Обман, хитрость или насилие ведут иногда к временному успеху, но успех прочный возможен только при помощи качеств противоположных.

Уважение, оказываемое нам окружающими нас, в значительной степени зависит от умения пользоваться честным образом обстоятельствами к улучшению нашего положения.

Чтобы иметь успех в жизни, человек должен, прежде всего, заботиться о самовоспитании.

Лучшую школу человек проходит в то время, когда приучается отказывать себе в ничтожных текущих удовольствиях, чтобы составить себе в будущем прочное счастье. Это труд самый высокий в деле самовоспитания.

В богатстве не выражаются нравственные достоинства.

Самопожертвование из-за любви к деньгам приближает людей к обезьянам. Распространение христианства было произведено людьми в высшей степени небогатыми. Богатство никогда не возбуждает к великим деяниям.

Высшая цель людей в жизни – это формирование мужественного характера и возможно лучшее развитие ума, совести, сердца и духа. Это цель – все остальное средство.

Для каждого человека необходимо, как умственное образование, так и умение вести обыкновенные дела».

Смальс Самуэль – Характер. СПБ, 1880.

Такой подход к процессам образования позволил резко сократить число чиновников от образования и установить достойную оплату труда учителей.

«В Лондоне старшие учителя народных школ получают от 1500 до 4000 руб. в год. В средних школах старшие учителя получают от 4000 до 8000 руб. в год. В провинциях и деревнях оплата несколько ниже».

Ландсберг Р. – «Школьная жизнь за рубежом» – «Для народного учителя», 1914, №6, с.9.

Отмечу, что в то время учителя в России зарабатывали до 600 рублей год.

 

 

Александр Рашковский, краевед, 10 февраля 2013 года.