ЕВРОПЕЙСКАЯ БАЛАЛАЙКА
Вновь балалайка играет печально,
Звон погребальный и клич карнавальный.
Ах, балалайка, прошлого звук,
Счастье опять выпадает из рук.
Всё это было в местечках еврейских,
В тяготах вечных и дрязгах житейских;
Всё это было – остался дымок,
Всё уместилось в несколько строк.
Нынче иные у нас персонажи.
Кто из них выживет, время покажет.
Лишь балалайки стонет струна,
В небо уйдёт за страною страна.
Очень нехитра мелодия эта,
Вряд ли годится она для поэта.
Звук растворяется в звонкой тиши,
Так что теперь а капелла пляши.
Скоро забудут совсем балалайку,
Рыбку и птичку, и милого зайку,
И посреди развалившихся хат
Танец победный станцует джихад.
Вы не ценили соседей пейсатых,
Вы полюбили дядек усатых.
Вот и последствий железная цепь:
Жнёт полумесяц пустынную степь.
Ах, балалайка, аккорды простые,
Доброго сердца надежды пустые.
С древних церквей облетают кресты,
Клио поспешно меняет листы.
17 августа 2012 года, борт самолёта Wizzair, рейс Тревизо (Италия) – Жуляны (Киев)
Уважаемый Александр. С Вашим последним постом согласен полностью. Вот тут предмета для спора нет.
Пане Олександр!
Рад, что наш спор закончился. Очень неловко за чудовиЩные опечатки(мои),хочется -исправить
и ,разумеется — при случае, продолжить разговор. До побачення.
… боюсь, что произошло некоторое недоразумение. Возможно, из-за моих расплывчатых формулировок.
Я не сомневаюсь ни в Вашем еврействе, ни – в своём. Да это и не так важно — взагали.
Вот только – когда “за Израиль” , тут, мне кажется, срабатывают другие параметры. В Израиле само ПРЕБЫВАНИЕ говорит о многом (для меня), м.б. — о главном, о том , что человек (а это может быть шотландец, немец, поляк, украинец – кто угодно) связывает СВОЮ жизнь, своё БЛАГОПОЛУЧИЕ — с ЭТОЙ страной.
И если этот человек , кто бы он ни был, ИСКРЕННЕ, всеми своими силами СПОСОБСТВУЕТ стабильности и благополучию СВОЕЙ страны, принимая во внимание законы цивилизованных человеческих сообществ,
то он — еврей и ГРАЖДАНИН Израиля — страны, ненавидимой таким количеством нецивилизованных и ОДУРМАНЕННЫХ стран и людей, что само существование Израиля, его страны – чудо.
Шановний пане Олександре! Наскільки мені відомо, я — єврей. Щодо Вас, то моє спілкування в Інтернеті не залежить від того, якого етнічного походження мій кореспондент.
Отже, про пана та пані. Всі мої предки з Полісся, а потрапили туди з Польщі. До самого кінця 18 століття кордон між Російською імперією та Річчю Посполитою проходив по Дніпру, роблячи невеликий вигин аж до річки Ірпінь, залишаючи Київ у межах тієї ж Російської імперії. Там де жили мої предки (Річ Посполита), теж уживали звернення «пан» та «пані». Звичайно воно не торкалося містечової голоти, але там мешкали й досить поважні польські пани. Досі в Макарові згадують «панський сад» над річкою, хоча зараз там пустка. Тобто зараз населення колишньої Речі Посполитої повертається до мовних і побутових витоків.
Стосовно Лева Толстого, він не є моїм куміром, зокрема, через його негативне ставлення до науки (читайте його лист селянинові).
Інформація буває хибною. Поза сумнівом. Але я намагаюся фільтрувати відомості, керуючись критеріями достовірності. Мандри світами як раз і постачають інформацію, яка дозволяє уникнути хибних думок, щоб ані судження, ані вірші не містили прикрих помилок.
Щиро Ваш Олександр
Дорогой Александр, боюсь , что произошло некоторое недоразумение. Возможно, из-за моего косноязычия
и недостаточно ясного употребления слов. Я не сомневаюсь ни в Вашем еврейском происхождении, ни — в своём.
Да это и не так важно. Взагали. Вот только — когда «за Израиль», тут — мне кажется, срабатывают другие
пораметры. В Израиле само ПРЕБЫВАНИЕ говорит о многом (ДЛЯ МЕНЯ) , м.б.- о главном , о том , что ЧЕЛОВЕК
(а это может быть шотландец, немец, поляк, украинец — кто угодно) связывает СВОЮ жизнь, своё БЛАГОПОЛУЧИЕ,
всё — с ЭТОЙ страной. С ЭТОЙ.И если этот человек,кто бы он ни был , ИСКРЕННЕ ,всеми своими силами
СПОСОБСТВУЕТ стабильности и благополучию СВОЕЙ страны , принимая во внимание ЗАКОНЫ цивилизованных
человеческих сообществ, то он -еврей , по крайней мере ГРАЖДАНИН этой страны , ненавидимой талим количеством НЕЦИВИЛИЗОВАННЫХ и ОДУРМАНЕННЫХ стран, что само сушествование его — чудо.
Уважаемый тёзка, Ваша уверенность меня радует, но, увы, не убеждает. Помотавшись по миру и по интернету, я такого насмотрелся и наслушался, что завяли ушки и глазки. А, вообще, на мой взгляд, стихи комментировать не следует, поскольку это слепок с настроения в момент написания. Быть может, через месяц написалось бы другое. Тут важно эстетическое восприятие: нравится — не нравится. Мне, например, когда-то нравились некоторые стихи, которые сейчас не трогают вовсе. Не стихи стали хуже или лучше, а я стал иным (скорее всего хуже, ибо старец заведомо хуже младенца или отрока).
Называйте меня просто Александр, как было всегда принято у евреев, а теперь принято при дружественном общении в англосаксонских странах. У нас, в Украине, сейчас обращение с отчеством в украиноязычной среде быстро отмирает, переходя в «пан (или пани) …имя».
Пан Олександр ,
называю Вас так — не совсем уверен,что мы с Вами евреи. В Украини (захидний — це одна справа -там
завжды було ПАН и Пани ), але мы з Вамы — з Полисся, мэни здаеться. Чи я помыляюсь? Чи Кыйывщина —
и Житомирщына — вже не Полисся? Всё смешалось в Доме Облонских и в Доме Яблонських , Вы , конечно —
во многом правы. Но не во всём же ? И разве старец Толстой Л.Н. заведомо хуже арт.поручика(?).
Не думаю , извините ,что Вы стали хуже.Як каже мий липший товарыщ (?-забуваю вже мову) на Схидний Украйни:
«суть человека не меняется.» Меняются ( и — даже слишком быстро и — драматично) обстоятельства .
И -информация. Часто — ложная , ЛИПОВАЯ , як то кажуть инфо—ция дуже вплыВае . Навыть — на талановыты вирши. Дякую Вас, — за виршы ,за прозу и — за спилкування.
Спасибо, господа за внимание к моим размышлениям. Уважаемый господин Каган, может быть Вы и правы с эстетической точки зрения, урезав стихотворение, но авторский вариант содержит ещё нечто, что мне представляется очень значительным уже с точки зрения общественной. Впрочем, на эту тему надо скорее писать публицистику нежели вирши.
Извините,г-н Габович ,(мушу так формально,бо не знаю як — Александр . . .?) что возвращаюсь к «Балалайке».
8 ком-иев — вроде достаточно.Но мне показался интересным Ваш — от 3/2/13 ; вот я и занялся арифметикой и
публицистикой (вместо эстетики,где В.Е.Каган,как мне известно-не только по его варианту «Балалайки»-
съел много собак). И вот что «выпало в осадок»: из Ваших 7-ми строф у В.К.остались 5. Какие же 2 строфы ,
которые Вам (как Автору)-«представляются ОЧЕНЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ», выпали ?
Это строфы 5-ая — 6-ая. На 5-ую я ПОПЫТАЛСЯ ВАМ ОТВЕТИТЬ в своём первом ком.от 2/2/13 — можете убедиться
— это о «победном танце’ танцующего джихада.Что касается «до Вашей»6-ой строфы про «соседей пейсатых и
дядек усатых»-сдаеться мени,- не угадали Вы ,уважаемый г-н Габович.Соседи пейсатые будут ВСЕГДА ,
а вот с «дядьками усатыми» и полумесяцем ,жнущими пустынную степь,Страна справится,- с Божьей помощью.
Спасибо,
Был И.Б. в Рид’е , был ; я — свидетель. Надеюсь, что сохранилось что-то в архиве , может быть ,
у старых преподавателей или — у какого-нибудь студента/студентки , кто знает.
Спасибо Вам огромное ,если могу быть чем-то полезен , дайте знать.
Возможно , Вам будут интересны случайные, несистематизированные обрывки воспоминаний
о блаженных 80-ых , о старом имперском поэте А.П.Межирове ,с которым мне довелось встречаться в Орегоне
больше 10-ти лет — до его отъезда в Нью-Йорк ,об Асе Пекуровской , которая работала в ТЕ ГОДА в РИД’е ,
о » моржах и плотниках » , — да мало ли о чём. Алекс
Subject: Re: лекция И.Бродского в Рид’е
From: ber Date: Sat, 2 Feb 2013
To: alexanderbirger
Дорогой Алекс, рад весточке. Знаю, что И.Б. тут был, но не не в курсе, записывали ли его лекцию.
Могу постараться узнать.Сердечно Ваш,E.
Для себя оставлю в таком виде:
Вновь балалайка играет печально,
Звон погребальный и клич карнавальный.
Ах, балалайка, прошлого звук,
Счастье опять выпадает из рук.
Всё это было в местечках еврейских,
В тяготах вечных и дрязгах житейских;
Всё это было – остался дымок,
Всё уместилось в несколько строк.
Нынче иные у нас персонажи.
Кто из них выживет, время покажет.
Лишь балалайки стонет струна,
В небо уйдёт за страною страна.
Очень нехитра мелодия эта,
Вряд ли годится она для поэта.
Звук растворяется в звонкой тиши,
Так что теперь а капелла пляши.
Ах, балалайка, аккорды простые,
Доброго сердца надежды пустые.
С древних церквей облетают кресты,
Клио поспешно меняет листы.
Браво, Виктор,как здорово !
Хотел бы я , чтобы Вы прошлись так(когда-нибудь)по моим строчкам (в мае 2012-го безуспешно просил об этом Е.М., да и — многих; но,-какие наши годы,как любила повторять внучка Ал.Петровича- Анна, которая в три раза
моложе меня). Или — по статейке об А.П.Межирове (01-02-2013 — «Чувство долга»), которая — для меня —
важнее всех моих рифм-ЫХ упражнений. Сорри , кто о чём . . . а я вот позавидовал Габовичу,
автору «Балалайки» и — очень интересной мне статьи «Туфта» — в январе 2012-го.
«Доброго сердца надежды пустые «,- теперь буду повторять — долго.
Появился кое-какой материал об И.А.Б. Если интересно -могу послать на Вашу подборку «Радио Свобода».
С удовольствием посмотрю и заранее спасибо.
From: A.Birger to bers…(Рид-колледж):
Subject:лекция И.Бродского
Я бы не очень доверял воспоминаниям современников.Конечно,И.Б.провёл много времени в доме А.П. А где же ему было и проводить своё время,если не со старой(по Питеру)знакомой? Если припоминаете,у И.Б.где-то есть в воспоминаниях (может, у Волкова?),как они с Довлатовым «осаждали вместе одну симпатичную крепость»,но,когда И.Б. вернулся в город(после экспедиции?)
«..эта крепость пала «- Ася П. вышла замуж за Довлатова.Буду Ваш вечный должник, если сумеете обнаружить ЭТУ запись, сердечно , Алекс
From : bers to Alex
По воспоминаниям современников,приехав в Рид,Бродский как зашел в домик Пекуровской рядом с кампусом, так там все эти дни и провел,выйдя лишь на свое чтение. Что меня совсем не удивляет.
Межирова я еще вполне застал, он к нам приходил,и мы с ним и гостившим у нас Кушнером ходили ужинать. Насчет записи чтения Бродского постараюсь узнать.Сердечно Ваш, Ж…
Кажется мне , что мелодия эта вечно годится
и для поэта , и для читателя — в старых прелестных
местечках еврейских , где никогда не станцует джихад
танец победный в тиши среди хат.
Також дуже сподобався менi Ваш рассказ «Туфта».
З увагою (i повагою ) буду дывытысь на дальнiшi Ваши роботы,
дякую , Олександр.
Спасибо! Очень хорошо!