Остановите разгром гуманитарной науки!

Остановите разгром гуманитарной науки!

Президенту РФ В. В. Путину

Петиция Государственного института Искусствознания

Министерство Культуры РФ подготовило проект закрытия научно-исследовательских гуманитарных институтов. По результатам заседания Общественного Совета при Министерстве культуры РФ от 6 декабря 2012 года, принято решение о закрытии подведомственных министерству институтов: Государственного института искусствознания, Российского института культурологии, Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева и Института истории искусств в Санкт-Петербурге и создании на их основе единого гуманитарного центра со штатом в 100 человек. Это – смертельный удар по структурам не только наименее затратным, но и наиболее сущностным для духовного здоровья и развития страны! Неужели институт, созданный в 1943 году, в разгар войны, будет уничтожен в наше время?

 

 

ОСТАНОВИТЕ РАЗГРОМ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ!

Гуманитарная наука находится в опасности. Под видом реформ по оптимизации и экономии бюджетных средств наносится смертельный удар по структурам не только наименее затратным, но и наиболее сущностным для духовного здоровья и развития страны. Гуманитарная наука является не больше и не меньше как инструментом самопознания и самосохранения нации, а национальная идея не рождается в кабинетах министерств. Она вырабатывается в недрах длительной культурной традиции и должна культивироваться и поддерживаться государством. Такого рода традиции легко разрушить, но необходимы колоссальные усилия, затраты, а главное – десятилетия, если не столетия, на их восстановление.
Гуманитарные институты – это не только учреждения, но и научные школы, имеющие свою специфику и свою историю. Например, решение о создании Института истории искусств (ныне – Государственный институт искусствознания) было принято правительством в 1943 году. В это самое трудное для страны время ее руководство осознало необходимость возрождения духовных первооснов и культурных ориентиров – всего того, что планомерно уничтожалось в предшествующие годы. Сильной и единой страна не может быть вне гуманитарных ценностей, и это поняли те, кто поручил И. Э. Грабарю – выдающемуся историку искусства, художнику и общественному деятелю – возглавить Институт истории искусств. Неужели институт, созданный в разгар войны, будет уничтожен в наше время?
Каждый из институтов Министерства культуры – Государственный институт искусствознания, Российский институт истории искусств, Институт природного и культурного наследия им. Д. С. Лихачева, Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Российский институт культурологи – является уникальным культурным и научным центром, причем каждый институт имеет свою ярко выраженную специализацию и не дублирует работу других. В них работает всего 800 человек – высококлассных специалистов, обладающих профессиональным и человеческим потенциалом, способных противостоять агрессивному невежеству, тотальной депрофессионализации, утрате национального самосознания и нравственных ориентиров в обществе. Наука о культуре и искусстве – это не башня из слоновой кости. Она влияет на художественный процесс и формирует его.
Предполагаемое слияние институтов и создание на их основе единого гуманитарного центра со штатом 100 человек (идея была неоднократно озвучена руководящими лицами Минкульта в СМИ) приведет к полному уничтожению сложившихся научных школ и разрушению базовых гуманитарных основ Российского государства. Если бы история в нашей стране не начинала свой отсчет заново с каждым новым Правительством, память обо всех фиаско предшественников с лоббируемыми ими слияниями и закрытиями, помогла бы сберечь много народных денег. При этом не ломались бы человеческие судьбы, не создавалась видимость государственной активности. Действия Министерства абсолютно не просчитаны, и никто в Минкульте не прогнозирует их результатов. Институты не должны становиться аналогами департаментов Министерства культуры, призванных решать текущие задачи отрасли.
Мы требуем восстановить в государстве и обществе существующую во всем цивилизованном мире иерархию ценностей, при которой высшим приоритетом является профессионализм и образованность. И напоминаем, что уважение к людям умственного труда является исконной чертой российского национального менталитета. Большую часть двадцатого века она выжигалась каленым железом. Настало время положить этому предел.

С уважением, подписи.

 

Отдельные отзывы по петиции.

 

Лариса Кириллина, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, ведущий научный сотрудник ГИИ.

Разрушать — легко, это прекрасно получалось у вандалов. Институт искусствознания — это не окостенелая структура, а живой организм, насильственно кромсать который или соединять с другим, чужеродным — значит, просто его убить.

Необходимо остановить разгром отечественной культуры, который идёт нарастающими темпами во всех направлениях.

Марина Куинджи.

Кто дал право решать судьбы культуры плохо образованным и недальновидным чиновникам? Кто дал право им не сохранять, а разрушать народное достояние, не ими созданное и, судя по всему, им даже недоступное? Это варварство неслыханное и невиданное, позор на весь мир!

 

Марина Дубоссарская, кандидат культурологии, член Международной ассоциации американистов Circolo Amerindiano (г. Перуджа, Италия).

Возможно, господа, сливающие и распиливающие, искренне считают, что гуманитарная наука нужна только в качестве бантика на пресловутой трубе. Но когда вконец одичавший троглодит звезданет их самих этой самой трубой по башке, поздно будет уже и боржом пить, и гуманитарную науку поднимать, и приемы дзюдо троглодиту показывать. И некому будет даже некролог толковый по ним написать. Пишу без злорадства. Просто обидно и противно.

 

Елена Березович, доктор филологических наук, профессор, Уральский федеральный университет, Екатеринбург.

Работаю в университете, «слитом» в результате неумных реформ с политехом, слышу отзывы о подобных слияниях от коллег из разных городов — и глубоко убеждена в том, что никакой пользы, кроме огромного вреда, это не приносит. Вред во всем. Неразбериха, сумятица, сокрушительный удар по учебным и исследовательским традициям, системе должностного и профессионального взаимодействия, профессиональному самосознанию «слитых» и многих других. И вред этот ощущается не только изнутри, но и извне: абитуриенты и их родители уже не могут найти старый и известный своими традициями гуманитарный факультет в новой безликой махине. Организационный бардак ставит под сомнение экономическую эффективность «слияний». Испытав последствия этого бездумного действия на себе, я против любых слияний вузов и научных институтов. Тем более — когда речь идет о РАЗНЫХ науках, РАЗНЫХ научных школах, каждая из которых — тончайший самостоятельный организм. Кажется, где-то мы уже проходили, что будет, «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…» Впрочем, скоро тех, кто это проходил и помнит, может не остаться.

 

Екатерина Станюкович-Денисова.

Институт искусствознания показывает высочайшие научные ориентиры для всего отечественного искусствоведения.