Из архивной мозаики. Выпуск двенадцатый

Из архивной мозаики. Выпуск двенадцатый.

 

Из списка антисоветских выступлений отдельных лиц по Уржускому уезду:

—         Ипатов Сергей Иванович, село Агтыгашево Шурминской волости, участник Степановского восстания.

—         Гасников Гавриил Иванович, село Агтыгашево, иронически высмеивал мероприятия советского правительства.

—         Чудинов Максим Наумович, город Уржум, настаивал на ввод в Советы представителей торгового класса.

—         Бушков Сидор Фролович, село Русский Турек, злостно высмеивал и критиковал советскую власть и партию.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.1-2).

 

Из отчета Юшумского волостного политпросвета Яранского уезда.

«Антирелигиозная пропаганда не ведется. В волости церкви еще сильно посещаются, так как народ слишком религиозный. Красных свадеб и октябрин по волости не было».

(ГАСПИКО, ф.15, оп.9, д.30, л.109-113).

 

Письмо редактора газеты «Деревенская жизнь» от 26 декабря 1926 года о том, что лица повинные в сообщениях имен селькоров изобличенным ими лицам, будут привлекаться к уголовной ответственности (отпечатано в типографии).

(ГАСПИКО, ф.15, оп.9, д.30 , л.520).

 

Из протокола совещания в Вятском губернском женском отделе от 22 июня 1926 года о борьбе с проституцией.

«Статистика говорит, что за пять месяцев 1926 года венерологическим диспансером Вятки пропущено 14426 больных, в том числе 1880 человек больных сифилисом. Это, в основном, молодежь от 20 до 25 лет (население города Вятки в 1926 году было около 55 тысяч человек – А.Р.)».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.8, д.69, л.187-190).

 

Из письма секретаря ЦК партии Н. Шверника от 30 декабря 1926 года №8100с о рассылке агитационной литературы в экспортных товарах, направляемых за границу.

«ЦК предлагает принять решительные меры к недопущению подобных явлений впредь, привлекая виновных к ответственности».

(ГАСПИКО, ф.1, оп.2, д.395, л.58).

 

Из информационного сообщения Вятского губкома от 5 мая 1927 года о проведении курсов переподготовки пропагандистов нацмен.

«Командированные должны прибыть в Москву к 20 мая 1927 года и взять с собой одеяла и постельное белье, так как в общежитии, кроме матрацев ничего нет».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.8, д.51, л.207).

 

Письмо Вятского губкома партии от 27 июня 1927 года с просьбой собрать сведения о количестве партийцев, уходящих на отхожие промыслы.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.8, д.51, л.276).

 

Методические указания по борьбе с бюрократизмом в 1927 году.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.8, д.51, л.384-388).

 

Из информационных сводок Уржумского ОГПУ за 1927 год.

«Учительница географии Уржумской школы 2 ступени Ольга Федоровна Скородумова пристрастна к учащимся из духовного происхождения и даже помогает им избавиться от платы за право учения. Скородумова, мещанка города Уржума, имеет собственный дом, до революции служила классной дамой в женской гимназии».

«В селе Шурма организован клуб. Здание, занимаемое клубом хорошее, но никакой клубной работы не ведется. Клуб служит только местом для постановки вечеров и спектаклей, заменяя театр. Порядка в клубе не соблюдается,  а местная молодежь заходит туда в пьяном виде похулиганить».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.36, 53).

Донесение о работе смолоскипидарных заводов Вятсмоллессоюза в Уржумском уезде (очень подробное).

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.57).

«Врач Тихвинский из Шурминской больницы, бывший протоирей и фельдшер Гужавина, дочь урядника, грубо обращаются с больными».

«В селе Р. Билямор Уржумской волости, в Американской слободе крестьяне перешли на многопольный севооборот (девятиполье). В слободе организовано семеноводческое товарищество».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.59).

Перечень цен Уржумского ГорПО на продукты первой необходимости:

—         соль – 1 кг – 5 коп.

—         керосин – 1 кг – 11 коп.

—         сахар – 1 кг – 77 коп.

—         спички – 1 пачка – 15 коп.

—         бумага курительная – 1тетрадь – 5 коп.

—         бумага писчая – 1 тетрадь – 5 коп.

—         махорка – 50 грамм – 6,5 коп.

—         стекло оконное – 1 лист – 75 коп.

—         мыло – 400 грамм – 27 коп.

—         ситец – 1 метр – 45 коп.

—         гвозди №8 – 1 кг – 34 коп.

 (ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.60).

«В Уржумском лесничестве в 1927 году выработку леса производил частный лесопромышленник Василий Иванович Тикунов из города Казани (бывший крупный лесопромышленник и владелец нескольких мукомольных фабрик). В компании с Тикуновым, под видом его служащих, работают его шурины – Петр Харитонович Кожевников и Алексей Михайлович Фоминых, бывшие лесопромышленники из Казани.

Тикунов, при наличии лесопилки, превращает пиловочник в ценный поделочный материал, который имеет возможность сбывать в Уржумском уезде, где переработка леса больше никем не производится. Всего компанией предполагается сплавить во время навигации 5000 куб. сажень леса. Контора компании находится в селе Русский Турек».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.61).

Уржумская профтехшкола, состоящая на уездном бюджете, технически оборудована слабо.

Преподаватели:

—         технологии металлов, Депрейс А.А., сын бывшего крупного помещика.

—         черчения, Ширяев А.В., бывший белый офицер.

—         заведующий мастерскими, Градобоев А.С.. бывший участник Степановской банды.

—         химии, Каминская, жена политического ссыльного Каминского.

Руководитель школы Попереков, пьяница, за что уволен со службы.

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.64).

«В последнее время, в некоторых губерниях СССР  появились аферисты, имеющие удостоверения и печати Наркомата РКИ и разъезжающие по предприятиям и учреждениям как инспектора наркомата. Аферисты забирали деньги и скрывались».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.70). 

«В 1922-1923 годах в селе Байса был народным судьей И.К. Витязев, который за пьянство и взяточничество был исключен из членов партии и предан суду. В настоящее время Витязев находится в городе Вятке и опять состоит в партии».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.74).

«30 июня 1927 года в селе Русский Турек, в кузнице Зайцева, граждане села Иван Миронович Овечкин, Логин Кириллович Корепин и Степан Силантьевич Овечкин. Последний говорил, что вот-вот начнется война и кубанские казаки вырежут всех коммунистов за то, что казакам теперь живется очень плохо».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.106).

«22 июля 1927 года гражданин села Русский Турек Никифор Семенович Овечкин, возвратясь из Уржума, рассказывал своим односельчанам, что кузнец города Уржума Василий Николаевич Гущин распространяет слухи, что в сентябре 1927 года обязательно начнется война».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.127).

«Крестьяне деревни Гонино Шурминской волости заслушали предложение Председателя церковного совета о подыскании нового попа.  Прежний поп сбежал из прихода,  ввиду малой его доходности. Однако, большинство сказало, что раз поп сбежал, так и черт с ним. Пусть другого попа сами ищут, а мы и без попа проживем. Благо теперь молиться никто не заставляет».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.127).

«Учитель Посенурской школы Кокшинской волости Андрей Георгиевич Козлов говорил, что в Москве ежедневно расстреливают сотни человек, только в газетах об этом не пишут. Об этом ему рассказывал родной брат, который служит в войсках ОГПУ. Козлов взят под наблюдение».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.127).

«4 августа 1927 года в одной из пивных города Уржума собрались выпить агроном Андреевских предприятий Катеринчук, ссыльный, механик того же предприятия Емельяненко и председатель завкома Чемоданов.

Катеринчук и Емельяненко говорили, что социализм и коммунизм не годятся, выражаясь при этом матерно, так как их хочет построить какая-то кучка людей. Позднее к этой кампании присоединился поп села Козьмодемьянского. В отношении себя поп сказал, что он не поп, а офицер и в попы поступил в силу необходимости из-за настоящего строя, а раньше был учителем. Ему пришлось развестись с женой, чтобы дать образование детям. Поп посетовал, что мы живем в постоянном гнете, нет свободы слова, нельзя свободно выступать в проповедях».

«Член партии Киреев в частном разговоре с секретарем Шурминского волостного комитета партии Трифоновым и членом партии Сморкаловым передал, что проезжая на пароходе от пристани Соколки до Шурмы со своим товарищем по отправке плотов Минеем Александровичем Бушковым, бывшим белогвардейцем из села Русский Турек, встретился с хорошим знакомым Бушкова – Шамовым.

Шамов, подпольный работник Самарской организации, говорил, что скоро советской власти конец и надо переходить к ним в организацию».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.129).

«Уездный агроном Уржумской уездного земельного управления Окулов и зоотехник управления, по словам помощника уездного агронома Александрова, по праздникам ходят в церковь, принимают на квартире попов с иконами и заставляют посещать церковь и говеть своих детей, что тормозит проведение классовой работы».

 (ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.135).

«Гражданка Манефа Николаевна Казанцева, работающая в Уржумском детском доме, недавно возвратилась из Ленинграда, где проводила свой очередной отпуск. В разговоре с женой парикмахера города Уржума Куклиной, она передавала ей, что жители города Ленинграда страшно настроены против евреев. Эта ненависть у них появилась вследствие того, что на всех фабриках и заводах города на должностях инженеров и техников служат евреи. Пролезают они таким путем. Если на заводе служит видный еврей, то он тянет за собой другого еврея, тот третьего. За это их рабочие и вообще население города очень ненавидят.

Если в трамвае едет еврей, то по его адресу едущая публика отпускает колкости, а он, бедный, на это не смеет и слова сказать. Партия и комсомол в Ленинграде зарекомендовали себя плохо: на комсомольцев многие смотрят как на хулиганов, а из партии многие выходят. Вступить в партию в Ленинграде можно легко, не так как у нас в Вятской губернии. Дано задание установить адрес сестры Казанцевой, у которой она жила в Ленинграде».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.138).

«Счетовод Атарского потребительского общества В. Люминарская во время работы запирает контору и уходит молиться Богу»

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.142).

«В город Уржум из Сибири прибыла племянница бывшего судовладельца на Каме и Волге Якимова. Она передавала гражданину Алексею Ивановичу Косолапову, что в связи с соглашением Советского правительства с Францией о выкупе у французских граждан процентных бумаг и старых николаевских денег, в Сибири появилось много агентов, скупающих николаевские деньги и отправляющих их за границу. Дано указание выяснить личность племянницы».

(ГАСПИКО, ф.12, оп.9, д.8, л.170).

 

Александр Рашковский, краевед, 25 ноября 2012 года.