Израиль, день 7

Мы едем в Хеврон – второй по святости город Израиля после Иерусалима. На протяжении всей еврейской истории здесь всегда жили евреи. Здесь жил Авраам, он заключил здесь Союз Завета с Богом, здесь получил он месидж о будущем рождении Ицхака, сюда возвращается для похорон Сары и живет здесь до конца дней. Авраам сделал здесь первое еврейское земельное приобретение – пещеру Махпела для похорон Сары. И здесь же жили и захоронены Ицхак и Яаков, поэтому второе название пещеры – Пещера Праотцев. Во времена Давида Хеврон стал первой столицей царства. Даже при римской власти здесь продолжалась еврейская жизнь.

Сейчас город разделен на две части. Арабской частью управляют палестинцы, а еврейской – израильская армия.

В 1968 году здесь был отреставрирован построенный еще Иродом  Мавзолей, расположенный над пещерой Махпела. Сейчас здесь возобновлены  еврейские религиозные службы. Пещера Праотцев включена в реестр важнейших объектов еврейского наследия. Центром еврейского Хеврона является восстановленная синагога Авраам Авину и одноименный квартал.

Еще в 1893 году в городе была построена еврейская больница Хадасса. Она работала на средства евреев Диаспоры до 1929 года, когда арабская толпа разгромила ее и убила пациентов больницы и ее врачей. В 1967 году больница была восстановлена и вместе с близлежащими домами стала одним из кварталов еврейского Хеврона.

Древнейшее городище Хеврона расположено на холме Тель-Румейда. На вершине холма похоронена легендарная моавитянка Рут, прабабушка Давида.  Здесь же находится могила его отца Ишая.

Мое внимание к городу Хеврону, как вы понимаете не случайно, ведь это, повторю, второе по еврейской святости место Израиля. Однако нам пора возвращаться в Иерусалим, где мы должны участвовать в конференции Бней Ноах.

Что такое или точнее, кто такие Бней Ноах? Об этом я писал в своем блоге – см. пост    http://blogs.7iskusstv.com/?p=18264  Ниже я приведу выдержку из этого поста: «Вспомним национальную идею самого Соломона – распространение монотеизма. Переход к третьему этапу – к Моше бен Давиду (Соломону)  нам видится в перевоспитании всего человечества, в распространении иудаизма по всему человечеству. Мы должны помнить, что христианство и ислам – наши дочери, которые в большой степени уже выполнили свою историческую миссию. Благодаря им мы теперь можем сами общаться со всем человечеством напрямую. Для этого совсем не надо всем становиться евреями. Иудаизм это универсальная религия для всего человечества. Здесь мы должны вспомнить о сыновьях Ноя – Бней Ноах, а также то, что Тора – она для всех, но в разной степени:

— для всех – семь заповедей;

— для евреев – значительно больше заповедей;

— для когенов – больше заповедей, чем для остальных евреев;

— мужчины и женщины имеют разные заповеди.

Бней Ноах могут соблюдать 7 заповедей, но могут и больше. Ноахизм – это путь. Иудаизм может быть религией и у неевреев. Принятие Торы это доверие к иудаизму и раввинам. Христиане уже признают Танах, но пока не Устную Тору. Движение Бней Ноах  – это полное признание иудаизма.  При этом принятие иудаизма не будет означать то, что все станут евреями. Вопрос гиюра продолжает оставаться весьма сложным. Бней Ноах это не народ, вера – это народ.»

Идея рава Кука и его последователей рава Ури Шерки, рава Йоны, Пинхаса Полонского и их последователей заключается в том, что противостояние иудаизма и христианства сегодня в большой степени морально исчерпало себя. Многие христиане, в особенности протестанского направления, пришли к пониманию и даже признанию  универсальности иудаизма как религии. Придание движению Бней Ноах нового поступательного импульса, разработка путей развития этого движения и было целью поездки нашей группы по Израилю и целью проведения конференции.

Конференцию открыл рав Ури Шерки.  Он рассказал об основных идеях Бней Ноах, заложенных еще равом Куком. Сначала, сказал рав Шерки, человечество делилось на евреев и детей Ноя. Евреи соблюдали все заповеди согласно Торе, а дети Ноя, как правило, всего семь заповедей. Затем неевреи отошли от обязательного выполнения этих семи заповедей. Задачей нашей работы в этом направлении является возвращение Бней Ноах к обязательному исполнению этих заповедей, что может быть выполнено только посильным приближением Бней Ноах к иудаизму.

На конференции выступили некоторые раввины Израиля со своим видением этой проблемы, участники нашей поездки. Признаюсь, что эти участники, кроме меня, были неевреи, а живущие в разных странах именно Бней Ноах. Они рассказали о своих проблемах, каждого в своем городе, в своей группе Бней Ноах, в еврейской общине своего города. Выступил на конференции и я. «Нас, евреев в мире 15 миллионов, — сказал я. – Если рядом с каждым из нас будет хотя бы по одному Бней Ноах сила Израиля и притягательность иудаизма увеличится ровно вдвое».  Я призвал еврейских раввинов и нашего научного куратора Пинхаса Полонского активней привлекать к работе с Бней Ноах рядовых евреев, что может послужить успеху данного движения. На конференции не было принято обязательного к исполнению решения. Здесь были лишь обсуждены некоторые проблемы и намечены  возможные дальнейшие шаги в этом направлении.

Конференция закончилась не поздно. Спать не хотелось. Я и две наши участницы Лена и Юля еще раз прошлись по Иерусалиму. Мы прошли к Старому Городу, еще раз подошли к Котелю. Завтра мы разъезжаемся  по домам.  До свидания, до новой встречи, Вечный Город!