Замечательный артефакт советской эпохи.

Замечательный артефакт советской эпохи.

 

 

 

 

18 октября 2012 года был на конференции «Слободской и слобожане» в городе Слободском Кировской области. Конференция проходила в краеведческом музее города. С очень интересным сообщением выступила сотрудник музея Елена Геннадьевна Зорина. Очень рекомендую ознакомиться с ним пользователям ИНТЕРНЕТ.

 

                                             Александр Рашковский, краевед, 21 октября 2012 года.

 

 

 

История одного предмета.

(Из фондов Слободского музейно – выставочного центра)

 

 

 

Изучение,  исследование  предметов – источников, раскрытие заложенной в них социально – значимой информации, определение их культурной ценности  представляет собой одно из важнейших направлений научно-исследовательской деятельности любого  музея. Не является исключением и Слободской краеведческий музей. 

Одна из множества коллекций музея — коллекция «ткани».  Она насчитывает более тысячи единиц хранения. В коллекции  выделяется знамённый фонд,  в который входят знамёна, флаги, флагштоки, вымпелы. Наиболее ценной частью знамённой коллекции музея являются флаги революции, флаги мирного периода  1922-1940 годов, а так же точная копия знамени коллективу Меховой фабрики «Белка» за труд в Великой Отечественной войне от Государственного Комитета Обороны СССР.

  Слово знамя имеет   двоякое значение: Знамя, как  флажное изделие,  и лозунг, руководящая идея, как воплощение единства борющейся за что-нибудь группы. Эти сведения необходимы для более углублённого понимания предназначения предмета, выбранного мной для исследования и описания.

Предметом, выбранным для изучения, стало личное знамя Кушовой Надежды.

Атрибутирование предмета показало, что  Кушова Надежда  Ануфриевна, проживала в посёлке Каринторф,  и  в феврале 1981 года передала в дар музею  своё личное  знамя.

Знамя представляет собой полотнище красно — малинового цвета, с прошитым на швейной машине швом  запаса древка.  На знамени находятся надписи и символы  Советской республики, выполненные жёлтой краской.

В левом верхнем углу знамени изображён серп и молот с вставленными между ними буквами СССР. По центру верха изображена пятиконечная звезда с отходящими от неё лучами.

По центру знамени слова: Ты будеш Надеждой РКП, маленькая Надежда.

                                              От Волкома Р.К.П. ВИК(а)

Внизу посредине геометрический узор.

 

В легенде, прилагаемой к акту приёма, о знамени говорилось несколько слов,  привожу их дословно: «Знамя было вручено владелице при крещении по – советски в 1925 году, по новым обрядам. Село Шестаково».

Так было определено место изготовления знамени – село Шестаково, Слободского уезда. Время создания предмета 1925 год.

Рассмотрим предмет в контексте времени, в котором оно было создано.

Первые годы Советской власти. Серп и молот   — эмблема Советского государства, символизирующая мирный труд советских людей, братский нерушимый союз рабочих и крестьян, подчёркивающая, что вся власть в стране Советов принадлежит трудящимся.

Серп и молот были, так называемым, малым гербом СССР, применявшимся до середины 1930-х годов.   Использование  советской  символики  широко и повсеместно  началось распространяться во времена НЭПа.

Подтверждением временных рамок служит и аббревиатура  Волком, то есть волостной комитет. Волкомы были созданы после опубликования  Декрета ВЦИК    от 18 марта 1920 года.  «О волостных исполнительных комитетах».

Важное значение к пониманию изучаемого предмета  имеет § 23 упомянутого Декрета  который гласит: «Принятие всех необходимых мер к организации Советов народного образования и уничтожению безграмотности, к повышению культурного развития населения, устранению национальной вражды и созданию широкой сети культурно-просветительных учреждений».

Далее отмечаем  аббревиатуру Р.К.П. которая  означает  — Российская коммунистическая партия. Это название партия носила с 1918 по 1925 год.

И наконец,  слова из легенды: личное знамя  вручено при крещении по – советски.  Крещение это одно из таинств церкви. А что такое  по – советски?

Выяснилось, что Лев Давидович Троцкий в своей статье «Семья и обрядность» опубликованной в газете «Правда»   в 1923 году отмечал:

«Церковная обрядность держит даже и неверущего рабочего на привязи через посредство трех важнейших моментов в жизни человека и человеческой семьи: рождение, брак, смерть.

Рабочее государство отвернулось от церковной обрядности, заявив гражданам, что они имеют право рождаться, сочетаться и умирать без определённых ритуалов. Но быту гораздо труднее оторваться от обрядности, чем государству. Жизнь трудовой семьи слишком монотонна (однообразна) и этой монотонностью своей истощает нервную систему. Отсюда потребность в алкоголе: небольшая склянка заключает в себе целый мир образов. Отсюда же потребность в церкви с ее обрядностью. Как ознаменовать брак или рождение ребенка в семье? Как отдать дань внимания умершему близкому человеку? На этой потребности отметить, ознаменовать, украсить главные вехи жизненного пути, и держится церковная обрядность.

Что противопоставить ей? 

Рабочее государство уже имеет свои праздники, свои процессии, свои смотры и парады, свои символические зрелища. Но в главном, революционная символика рабочего государства нова, ясна и могущественна: красное знамя, серп и молот, красная звезда, рабочий и крестьянин, товарищ, интернационал.

А в замкнутых клетках семейного быта этого нового почти еще нет, во всяком случае, слишком мало. Между тем, личная жизнь тесно связана с семьей. Этим и объясняется, что в семье нередко берет в бытовом отношении перевес — по части икон, крещения, церковного погребения и пр. — более консервативная сторона, ибо революционным членам семьи нечего этому противопоставить».

Таким образом, лидеры Советского государства понимали и  предопределяли  появление советской обрядности.

          По мнению российского этнографа, кандидата филологических наук М.Д. Алексеевского,  социалистическая обрядность  и взаимодействие её с традиционной культурой являются   одним из интереснейших явлений советской эпохи, оставаясь к тому же очень слабо изученным.

       «Согласно общепризнанному мнению, в советское время традиционная культура стремительно разрушалась. Но необходимо учитывать, что государство, которое вело   политику по уничтожению «пережитков прошлого», не только искореняло «старые обряды», но и пыталось вытеснить их так называемой «красной обрядностью».

Внедрение социалистической обрядности в СССР можно рассматривать как уникальный социокультурный эксперимент» – замечает М.Д.Алексеевский.

Советская наука выделяла три основных этапа формирования  советской обрядности. В качестве первого этапа рассматривался период с 1917 года до середины 1930-х годов.

 В 1920-е годы в стране повсеместно вводятся различные элементы «красной обрядности», призванные  построить искусственную систему традиций и обрядов, способных создать  конкуренцию традиционной религиозной обрядности и в дальнейшем полностью ее заменить.

Например, предлагалось вводить в повседневную практику населения вместо религиозных таинств и праздников, гражданские производственные праздники и «торжественные отправления гражданских актов». Составлялись «красные святцы», придумывались «революционные» имена.

Мероприятия по насаждению нового быта предполагалось развивать в двух направлениях:

 — искоренить традиционные формы быта из повседневной жизни, как крестьян, так и горожан,

—  сформировать новые обычаи, традиции и праздники, которые по задумкам идеологов советской власти должны были заменить устаревшие, вредные формы быта.

В соответствии с намеченными линиями, власти  содействовали становлению таких форм антирелигиозной агитации и пропаганды, как комсомольское рождество и пасха,  крестины по — советски.  Поощрялось проведение  комсомольских свадеб.

Поскольку исследуемый предмет относится к так называемым крестинам по – советски, то  рассмотрим особенности «красной обрядности» на этом примере. Начнём с того, что само содержание обряда «советских крестин» не было заключено в определённые рамки, и вследствие чего,  встречалась вариативность способов его выполнения.

Но были обязательные действующие лица,  кроме самих новорожденных и их родителей — принимающая сторона, так называемые шефы, на чьё «воспитание» передавался ребенок. Важным отличительным элементом в этом отношении можно выделить именно коллективистский, общественный характер поруки — ребенок отдавался на «попечительство» абстрактной организации.

Тем не менее, подобный подход к проблеме воспитания подрастающего поколения имел определенный успех. Дети под влиянием в большей степени социума, нежели семьи, быстрее осваивали новые формы советского быта, впитывали советскую идеологию, тем самым, закрепляя отрыв от более консервативных поколений. «Советские крестины» как раз и являлись одной из форм выведения нового советского поколения из-под традиционного семейного воздействия.

Сама церемония советских крестин сравнительно проста и включает в себя обязательную и вариативную части.

В обязательной программе — вступительное приветственное слово по вопросу воспитания «крестника» в соответствии с требованием советского времени и передача его на поруки шефам, следующий этап — вариативный, включает в себя различные сконструированные советские обряды.

Так, например, после вступительной речи, ребенка могли заворачивать в красное знамя, зачислять в пионеры и комсомольцы, подносить к нему труды К. Маркса и Ф. Энгельса. При этом имя, которым нарекали ребенка, тоже носило революционный характер, созвучный времени и отрицающий привычные церковные имена: Ким, Роза, Идея, Революция. В нашем случае это имя  Надежда.

Таким образом, «советские крестины»  копируя соответствующий религиозный обряд, преследовали определённые  цели:

 — искоренение из повседневного быта соответствующей религиозной традиции;

  и воспитание подрастающего поколения в духе основных идей революции.

Вместе с тем, можно предположить, что данный обряд в советском варианте терял свое духовное содержание и значимость.

Не вполне ясный по форме и содержанию даже самим сторонникам коммунистических идей и совершенно  чуждый религиозному сознанию, обряд «советских крестин», также как и другие подобные обряды оказался невостребованным обществом и постепенно канул в небытие.

В целом, внедрение в советский быт новой обрядности носило сложный и противоречивый характер.   Население осталось невосприимчивым к подобным формам быта. Даже среди партийцев и комсомольцев не было единого мнения по поводу целесообразности данных нововведений.

В результате, в ходе многочисленных  дискуссий во второй половине 1920-х годов от большинства подобных нововведений отказались. Но прежде чем это произошло на уровне советско-партийной номенклатуры, население само продемонстрировало неприятие подобных новшеств.

Можем лишь предполагать, как проходили крестины по – советски непосредственно с Надеждой Кушовой. Информантов того периода жизни  практически не осталось.

Крайне короток временной отрезок истории. Но тем особенно ценнее любые предметные  свидетельства  об этом периоде жизни.

Таким образом, личное знамя Надежды  служит доказательством того, что в Слободском уезде, в селе Шестаково проходили крестины по – советски, как элемент «красной обрядности» в соответствии с  постановлением Антирелигиозной комиссии от 28 октября 1923 года «Об антирелигиозной пропаганде в деревне», в котором содержались конкретные рекомендации по замене «религиозных отправлений формами гражданского быта».

Такова история этого музейного предмета, находящегося в коллекции «Ткани» Слободского краеведческого музея.