Выдающийся искусствовед, педагог и читатель Герценки. К юбилею библиотеки.
Деньшин Алексей Иванович родился 26 сентября (по старому стилю) 1893 года в Вятке в семье служащего губернского земства. Окончил Вятское Александровское реальное училище. В Вятке А. И. Деньшин познакомился с искусством: иконописью, фотографией, музыкой, основами рисунка и живописи. Под влиянием художников Н. Н. Хохрякова, М. А. Демидова и А. В. Исупова он решил заниматься живописью и в 1913 году уехал в Москву, где учился в училище живописи, ваяния и зодчества, одновременно посещая пейзажный класс Аполлинария Михайловича Васнецова. В 1919 году поступил во ВХУТЕМАС, в мастерскую И. М. Машкова, тогда же учился на вечерних рабочих курсах полиграфической печати у Сергея Глаголя.
А. И. Деньшин заведовал отделом искусств в Вятском губернском отделе народного образования. Был руководителем игрушечным отделом художественно-промышленных мастерских, преподавателем-художником художественно-промышленного техникума, уполномоченным по Вятской губернии от «Всекохудожника», «Объединения художников-реалистов». Работал в качестве художника-инструктора по игрушке в Вятском филиале Всесоюзного научно-исследовательского института игрушки при Наркомате просвещения РСФСР. Занимался организацией народной студии художеств. Писал декорации к спектаклям вятских театров («Смерть Иоанна Грозного» А. Толстого в постановке Б. Радова для драматического театра, «Василиса Прекрасная» для ТЮЗа). Читал лекции по искусству («История игрушек», «Кустарные игрушечные промыслы России и Вятской губернии», «Павловско-парковая система и архитектура», «Витберг и его творчество в Вятке», «Древний Хлынов» и другие). Собирал материалы о вятских кустарях, коллекционировал кустарные изделия, знал производство более 30 вятских художественных ремесел и промыслов, был автором ряда статей о вятских художниках и мастерах игрушки.
Велики заслуги А. И. Деньшина в деле сохранения, развития и пропаганды промысла дымковской игрушки. В 1911, 1919,1926 годах он выпустил литографским способом три альбома — «Вятская старинная глиняная игрушка в рисунках», «Куклы нарядные», «Вятская глиняная игрушка» тиражом около 600 экземпляров, причём рисовал, отмывал, литографировал и раскрашивал ручным способом сам.
Эти альбомы сохранили до нас безвозвратно ушедшие хрупкие глиняные игрушки старейших мастеров, на искусстве которых выросли многие поколения современных мастериц. Это он вернул обратно в промысел гипсовой фабрики Е. А. Кошкину, Е. И. Пенкину, убедил заняться изготовлением дымковских игрушек 3. В. Пенкину, Е. 3. Кошкину и свою жену Е. И. Косс, впоследствии за свой труд отмеченных званием лауреатов Государственой премии РСФСР имени И. Е. Репина.
Себя же А. И. Деньшин считал художником-пейзажистом и всю жизнь занимался живописью. Дважды он выступал в Вятке с персональными выставками, где показал десятки картин и сотни этюдов.
Пейзажи А. И. Деньшина, чаще всего написанные с натуры, очень просты по композиции. Его пейзажи — это рассказы об увиденном: поле поспевающей ржи, деревенских домах, веселым хороводом разбегавшихся по угору, расцвеченном всеми красками осени вятском лесе, окутанной туманом тихой речке. Его сюжеты достоверны и поэтичны. Умер Алексей Иванович Денынин 30 декабря 1948 года в Кирове.
Ниже я привожу тезисы Алексея Ивановича, которые ни на йоту не потеряли своей актуальности и сегодня.
Тезисы Алексея Ивановича Деньшина «Эстетическое воспитание и искусство в Единой Трудовой Школе».
Тезисы общие.
- 1. Эстетика освещает пути жизни человека.
- 2. Искусство – кратчайший путь к экономии ценностей жизни.
- 3. Искусство, Труд и Красота – это Всемирный Интернационал и Всемирная Коммуна, к которым движется Человеческая Культура.
Тезисы специальные.
I. Пение.
1.1. Пение, давая через правильное дыхание, физическое развитие учащимся, ведет к познанию совершенства человека и звуковой красоты.
1.2. Хоровое пение – средство к развитию единения и сплоченности в среде учащихся.
1.3. Знакомство с художественными песнями лучших композиторов развивает в учащихся представление о творчестве, как искусстве и красоте, как о цели.
1.4. Народные песни – прекрасный случай изучения родного быта, нравов, обычаев и души народа.
1.5. Применение пения в тяжелом труде дает человеку нравственное удовлетворение и облегчает труд.
II. Музыка.
1.1 Знакомство с музыкальными инструментами, умение играть на них и частое слушание произведений великих композиторов, обогащает души учащихся новыми понятиями и новыми образами.
1.2 Музыка, в широкой постановке, лучшее средство к чистому эстетическому воспитанию через звуковые образы, отражающие в себе высшие переживания и стремления человеческой души.
1.3 Оркестры в школе, как область творчества, воспитывая на трудовой дисциплине, учат, в то же время, умению объединяться и важности, и полезности общественной работы.
1.4 Любовь и стремление к музыке – показатель душевной красоты человека.
1.5 Усвоение и понимание ритма в музыке, вскрывая значение его для всех искусств, облегчает понимание других искусств.
III. Живопись.
3.1 Простое рисование, как меньшая затрата сил и большая убедительность, полнее и ярче передает мысль человека, чем другие приемы и средства.
3.2 Рисование красками вскрывает для учащихся одну из великих тайн природы «Радость света и цвета», отчего вся жизнь приобретает гармоничность и смысл.
3.3 Познание в рисовании законов СВЕТА и ЦВЕТА дает широкий кругозор в понимании явлений окружающего мира.
3.4 Приложение рисования к самой жизни развивает в учащихся самодеятельность и самостоятельность.
3.5 Применение рисования в повседневной жизни Единой Трудовой Школы сильно облегчает усвоение и сокращает затраты времени на другие предметы.
IV. Скульптура.
1.1 Умение через лепку воспринимать форму предметов толкает человечество к ИДЕАЛУ.
1.2 Лепка, как творчество, является могучим средством выявления духовной культуры учащихся.
1.3 Практическое применение лепки в жизни создает уверенность, вырабатывает сметливость и находчивость в характере учащегося.
1.4 Раскрашенная лепка – это знакомство со слиянием двух искусств в одном.
4.5 Ручной труд и скульптура, умение связать их, открывают для учащегося дверь познания полезного и красивого, нужного и ненужного в искусстве.
V. Архитектура.
5.1. Модели построек и зданий, сделанные самими учащимися, учат их постигать смысл и значение строительного искусства и важности общественности.
5.2. Знакомство со стилями всех эпох ведет к пониманию движения культуры человечества.
5.3. Черчение планов и проектов простых зданий, имеющее целью полезность, повысит эстетическое понимание законов пространства и объема, и будет способствовать чистоте математического мышления.
5.4 Орнамент простой и раскрашенный, основанный на творчестве учащихся, разовьет чувство изящного в природе и умения извлекать основные формы ее.
5.5 Декоративность – это желание украсить внешность и внутренность жизни, придать тот или иной угол, умение применить другие искусства к строительному искусству, необходимо развивать в учащихся как можно больше, так как тогда будущее их приобретает особую красочность и ценность.
VI. Театр.
6.1 Драматизация читаемых произведений дает возможность особенно полно и ярко осознать внутренний смысл и воспринять внешнюю форму произведений великих людей.
6.2 Словесное сочинение в классе на тему вырабатывает в учащихся правильность мышления, умение владеть собой и является доказательством полезности приобретенных знаний через их применение к делу.
6.3 Словесные свободные импровизации на темы дают возможность выявления ярких личностей в среде учащихся, и средство владения словом как определенной ценностью.
6.4 Устройство игр, забав, простых спектаклей на начале дружелюбия, согласия и уступчивости, ведет к спаянности и образованию единой, тесной семьи.
VII. Поэзия.
7.1 Декламация и мелодекламация – средство понимания образцов поэзии в их истинном значении и, отсюда, расширение взглядов на область поэзии.
7.2 Сочинение своих стихов – письменное творчество, путем подражания, копирования и самостоятельное дает учащимся возможность добиваться и практически разрешать задачи образного мышления.
7.3 Рукописные журналы с рисунками. Участие в них массы заинтересованных учащихся вызовет большой подъем творчества в школе и даст богатейший материал к исследованию всех его сторон.
7.4 Запись народной поэзии – экскурсии в область народного творчества – путем записи и сравнивания со своим, дадут учащимся возможность скорее разобраться в достоинствах и недостатках, как своего, так и народного творчества и этим они лишний раз приобретут возможность почерпнуть новые знания».
(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.230, л.12-16).
Значение и глубину этого документа трудно переоценить. Кто из современных остепененных специалистов сегодня сможет так сформулировать?
Александр Рашковский, краевед 17 октября 2012 года.