О широте кругозора и эрудиции врачей и не только…

 

 

 

О широте кругозора и эрудиции врачей и не только…

 

Буквально сегодня наш премьер-министр Д.А. Медведев поставил задачу попадания наших вузов в сотню лучших вузов планеты.

А мне недавно попала в руки книжечка профессора Шилтова, изданная в Харькове в 1895 году. И вот что он писал:

«Как подумаю часто с грустью, – какой мы, в самом деле, жалкий народец врачи, если не все, то громадное большинство из нас!

Почему же жалкий народец, быть может, спросит читатель?

А потому отвечу я, что мы – врачи – по уши погружаемся в медицину, делаемся узкими специалистами, односторонними учеными и, кроме своей науки, о других отраслях знаний заботимся очень мало. Односторонность врачей резко бросается в глаза каждому истинно образованному человеку. В интеллигентном обществе врачи редко могут принимать активное участие в серьезных беседах. Зайдет ли речь о литературе, истории, астрономии, философии и прочем, — врачи затрудняются дебатировать с людьми разносторонне образованными. Между тем, врачи, как лица с высшим образованием, должны быть более разносторонними в своих познаниях, чем они есть на самом деле. Не подлежит сомнению, что изучать одну какую-нибудь специальность недостаточно еще для общей эрудиции, и всякий проходящий курс в высшем учебном заведении, кроме избранной специальности должен ознакомиться и с другими отраслями знания, по крайней мере, настолько, насколько это необходимо каждому образованному человеку.

Между тем мы видим на деле – как мало образованных врачей. Недаром ведь существует эпитет – образованный врач, и эпитет этот вменяется в заслугу врачу.

А ведь по-настоящему все врачи, как лица с высшим образованием, должны быть образованными людьми.

Врачи в оправдание свое приводят то обстоятельство, что медицина – наука слишком обширная и трудная, притом в ней постоянно делается масса новых открытий и изобретений, так что весь досуг врача идет на чтение медицинских журналов и лечение больных. В этом оправдании есть известная доля правды, но, тем не менее, всегда можно найти время, дабы была охота, на приобретение и других познаний, кроме медицины.

Если бы на самом деле врачи не могли найти свободных минут для других занятий, то история медицины не представляла бы нам таких разносторонне образованных врачей, как, например, Пирогов, Билльрот, Вирхов и другие.

Пирогов был не только превосходный врач и хирург, но и замечательный педагог, психолог и философ.

Билльрот был не только первоклассный хирург, но и талантливый музыкант и философ.

Вирхов, всю жизнь занимавшийся без устали медициной, тем не менее, находил время изучать основательно антропологию и палеонтологию».

Шилтов А. – Среди безбожников. Посмертные записки философа. Харьков: Издание книжного магазина А.Д. Корчагина, 1895, с.9.

Правда, звучит чрезвычайно по-современному. И относится это не только к врачам, но и к специалистам других специальностей, а главное к большинству профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

Приведу еще одну цитату:

«Культурное развитие страны может протекать нормально и двигаться вперед лишь в случае, если, наряду с продвижением элементарной культуры и элементарного образования в самые широкие слои населения, будут концентрически расширяться и группы организаторов средней и высшей квалификации. И если страна будет участвовать в мировом движении науки и техники.

Вся работа страны должна осуществляться на строго научной основе. Условием развития науки является децентрализация ее. Научная работа должна опираться на весь предшествующий опыт и быть в тесной связи с современной научной мыслью. Это относится и к любой практической деятельности, которая тоже должна базироваться на научной основе.

Однако, оплата труда не соответствует квалификации работников библиотек, что является серьезной угрозой снижения качества их работы».

Из тезисов доклада Константина Владимировича Дрягина, директора Вятской публичной библиотеки им. А.И. Герцена от 27 августа 1927 года.

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.2174, л.28).

Замечу, что вопрос оплаты труда сегодня касается не только работников библиотек, у которых просто нищенская зарплата, хотя громадное большинство библиотекарей работает не покладая рук, но и преподавателей высших и средних учебных заведений.

Без изменения положения с оплатой труда образованных людей в стране наши вузы никогда не войдут в сотню вузов планеты.

И дело тут не только в ассигнованиях на высшую школу.

Дело в том, что она должна стать действительно высшей.

А любые выделенные ассигнования сегодняшние ректора вузов легко «распилят».

И ничего не изменится!

 

 

                                           Александр Рашковский, краевед, 11 октября, 2012 года.

 

 

4 комментария для “О широте кругозора и эрудиции врачей и не только…

  1. Уважаемый господин Рашковский!
    Трудно спорить с приведенными размышлениями и цитатами! Широкая культура и образованность важны людям всех специальностей и в первую очередь врачам и учителям. Но все-таки цитируемый автор слишком строг к своим коллегам. Можно долго перечислять заслуги врачей в развитии мировой культуры и, особенно, словесности: Сомерсет Моэм, Вересаев, Булгаков, Чехов, Горин, Арканов, Генделев … Каждый может продолжить! Среди израильских врачей даже проводится ежегодный конкурс на лучшее произведение в области изобразительного искусства или литературы, и потом лучшие работы представляют в специальном альманахе. Стараемся! 🙂

    1. Широкая культура и образованность важны людям всех специальностей — вы знаете, Елена, мне кажется, что сейчас эти качества в теперешней России не востребованы. То-есть не востребованы вообще — хоть у врачей, хоть у политиков, хоть у предпринимателей, хоть у дворников. В чеховские времена дело все-таки обстояло несколько не так.

      1. Не совсем так, Борис. Россия и даже Москва слишком велики, до сих пор можно увидеть все, что душе угодно — и тонких интеллигентных ценителей музыки и живописи (музеи и концертные залы полны!), и хамоватых косноязычных журналистов, и думающих блистательных педагогов, и тупых грубых «училок». Больше всего меня огорчает как раз профессиональный уровень российских медиков — какая-то тотальная безнравственность и погоня за деньгами. Назначают бесконечное количество дорогостоящих исследований, которые никто не умеет интерпретировать, в официальных клиниках до сих пор практикуют непонятные и не используемые в цивилизованном мире капельницы и уколы и т.д. Цены взвинчены, а уровень не гарантируется. И уровень смертности вполне сравним с 1913 годом! Пока человек здоров, все терпимо. Но стоит серьезно заболеть, все равно чем — гипертонией, раком, инфарктом — и ты приговорен! Каждый раз хочется плакать, когда слышу что Кваша, например, умер от гнойного бронхита, а Людмила Гурченко или Александр Лазарев — от эмболии легочной артерии. Совсем не старые люди, украшение общества! Весь мир давно умеет проводить профилактику таких эмболий после травм или операций.
        Все, нужно остановиться, иначе совсем загружу Вас профессиональными терминами и огорчениями.
        Самое плохое в современной России, что нет системы, которая бы вынуждала врача или педагога (и даже медсестру) соответствовать определенному уровню.
        А в музеи и театры они как раз ходят! И книги читают гораздо активнее, чем весь остальной мир.

        1. Елена, спорить с вами я не имею права — я не был в России с 1981. Так что соглашаюсь с каждым словом …

          Но я вот что имел в виду — в России высокая профессиональная комптенция востребована меньше, чем где бы то ни было — по крайней мере — в приличных странах, про Нигерию я не говорю. И на то есть системная причина: собственность условна, частные фирмы/организации преуспевают не за счет высокого качества своего продукта, а за счет связей/крыши/отката/распила и прочих вне-коммерческих факторов. Соответственно, они меньше заинтересованы в том, чтобы их специалисты были высококвалифицированны — на них вообще экономят.
          Все остальное, как мне кажется, из этого положения и вытекает …

Обсуждение закрыто.