Изобретатель цветного телевидения и читатель Герценки. К юбилею библиотеки.

 

Изобретатель цветного телевидения и читатель Герценки. К юбилею библиотеки.

Александр Аполлонович Полумордвинов.

Трагическая судьба вятского гения.

 

Александр Аполлонович Полумордвинов родился 30 августа 1874 года в городе Слободском Вятской губернии. Его отец Аполлон Петрович, учился в Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии в Москве, но не окончил курса из-за ссылки в Вятскую губернию, где служил секретарем Слободской уездной земской управы и скончался в 1874 году, незадолго до рождения сына. Мать изобретателя, дочь известного слободского купца Александра Платунова, Александра Полумордвинова, была, по образованию, фельдшером-акушеркой и зубным врачом и жила в доме отца, получая от него содержание. Кроме маленького Саши в семье была трехлетняя дочь. Полумордвинова имела знакомство со ссыльным революционером, учителем Василием Ивановичем Обреимовым и его гражданской женой Кларой Ивановной Тетюшиновой, а, через них, видимо, и с Ф.Ф. Павленковым. В литературе о Ф.Ф. Павленкове есть версия, что  через Полумордвинову Павленков, находясь в Вятке и Яранске, вел переписку с В.И. Обреимовым. Однако, рапорты Слободского уездного исправника и Вятского полицмейстера это не подтверждают. Правда, не будучи поднадзорной, она могла обеспечивать почтовую связь через земскую почту, которая гораздо меньше перлюстрировалась, чем государственная. Кроме того, через земскую почту из Слободского в Вятку и обратно шло огромное количество коммерческой корреспонденции и «спрятать» такую переписку было не очень сложно. Но, это уже версии. Может быть, когда-нибудь «выплывет» и эта переписка. Кстати, вятская полиция, следя за Ф.Ф. Павленковым, вела ежедневный дневник всей его деятельности. Дневник этот пока не обнаружен, но в архивных материалах он упоминается неоднократно. Будем надеяться, что, «рукописи не горят».             (ГАКО, ф.582, оп.58, д.431, л.2 и5).

В 1884 году Полумордвиновы переезжают из города Слободского в Казань, где Саша поступил учиться в 3-ю Казанскую гимназию. В 1892 году он  успешно закончил ее и поступил на физико-математический факультет Казанского университета. Учился он хорошо, но его  тянуло к инженерной практике. После окончания 1 курса университета в 1893 году, Александр поступает на первый курс механического отделения Харьковского технологического института, который оканчивает в 1898 году.

После окончания технологического института Александр Аполлонович был принят  на службу в Казанское промышленное училище, где в течение двух лет преподавал механические науки и черчение и руководил работой механических мастерских, одновременно занимаясь изобретениями.

В 1900 году Полумордвинов получил от Военного министерства России субсидию в размере 2000 рублей на изготовление изобретенного им аппарата для передачи изображения на расстояние. В том же году он, с одним из своих изобретений, был в Париже на Всемирной выставке. В Париже им было начато осуществление аппарата на той самой фабрике Дюкрете, где по заказу российского военного министерства  изготовлялась радиоаппаратура системы А.С. Попова. После возвращения из Парижа, Александр Аполлонович поступает, для пополнения знаний в необходимой ему области, в Петербургский электротехнический институт. В Петербурге работы по изготовлению аппарата передачи изображения осуществлялись в мастерской при физическом кабинете технологического института, так как русские электротехнические фирмы не брались за его изготовление. К сожалению, этот аппарат так и не был закончен из-за недостатка средств.

По окончании электротехнического института, Александр Аполлонович служил в Главном управлении городских телеграфов и, одновременно был прикомандирован к электротехническому институту для подготовки к преподавательской деятельности. Одновременно Полумордвинов работал над своими изобретениями. После окончания прикомандирования, Александр Аполлонович был оставлен в электротехническом институте для руководства практическими занятиями по телефонии. На VI Электротехническом съезде он, впервые в мире, сделал доклад о передаче электроэнергии по алюминиевым проводам.

В 1911 году Полумордвинов вышел в отставку, с правом на пенсию, из-за нервного расстройства от похищения некоторых его изобретений. С 1913 года Александр Аполлонович жил в Вятке, где сначала занимался  вопросами наследства Н.Н. Полумордвинова, владельца Кордяжской писчебумажной фабрики. Завещание Н.Н. Полумордвинова было уничтожено, так как явно было в пользу изобретателя и его матери. Ранее Н.Н. Полумордвинов уже давал Александру Аполлоновичу 1000 руб.  (это были тогда большие деньги — годовой оклад инженера) на изготовление аппарата для передачи изображений. На это наследство (около 1.000.000 руб.) изобретатель рассчитывал осуществить все свои изобретения. Однако, начатое Александром Аполлоновичем уголовное дело не дало результатов, так как в уничтожении завещания была замешана полиция.

Полумордвинов остался в Вятке и начал служить помощником городского инженера. На этой службе он следил, чтобы постройки делались в полном соответствии с требованиями строительного устава и, кроме того, следил за мощением улиц, делая их нивелировку. Им был выполнен проект сушила для городского кирпичного завода и проект нового здания телефонной станции. В 1916 году Полумордвинов был в Москве, в числе участников съезда изобретателей. Позднее, он был назначен заведующим телефонной станцией, где принимал меры для улучшения слышимости и строгого соблюдения правил устройства телефонных сетей. По мнению специалистов того времени, слышимость телефонной связи в Вятке была тогда одной из лучших в России.

После революции, в 1918 году Полумордвинов был назначен заведующим подотделом экономического отдела Вятского Совета Депутатов, где занимался обследованием предприятий на предмет возможного их улучшения. С образованием Вятской городской коммуны, он начал заниматься улучшением предприятий и, прежде всего, электрификацией. В это время ожидалось наступление Колчака и Александр Аполлонович начал подготовку Вятской электростанции к эвакуации, одновременно занимаясь усовершенствованием станции для уменьшения расхода дров и подготовки дров к топке, в чем весьма преуспел. Затем он был переведен на работу в Вятский губернский совнархоз, где занимался вопросами электрификации зданий города. Позднее он снова перешел работать на Вятскую электростанцию, где работал техническим руководителем.

В связи с упразднением должности технического руководителя и расстройством здоровья, Полумордвинов перешел на работу в Вятский городской коммунальный отдел на должность техника, где фактически выполнял работу инженера. Известно, что инженеров тогда было очень мало. Позднее он работал заведующим физическим кабинетом губернской совпартшколы, а потом калькулятором Управления Северо-Вятского горного округа. На последней должности Полумордвинов подготовил два доклада об улучшении снабжения предприятий округа древесным углем и железной рудой, не прекращая работы над своими новыми изобретениями. Эти доклады не потеряли своей актуальности и сегодня. Судя по его делу, недавно обнаруженному в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (ф.6684, оп.2, д.75), Александр Аполлонович интересовался возможностью патентования своих изобретений за рубежом, в чем ему было конечно отказано. Более того, один из английских инженеров, купивший у Полумордвинова еще до революции патент на его изобретение по передаче изображений на расстояние, внедривший его в Великобритании и везде подчеркивающий приоритет нашего изобретателя, пытался в конце 20-х годов разыскать его, но ему ответили, что адрес Александра Аполлоновича неизвестен.

Весь мир сегодня признает приоритет изобретения Полумордвинова по передаче изображения на расстояние.

Именно заложенный им способ передачи изображения сегодня используется во всем мире.

Именно Александр Аполлонович впервые применил алюминиевые провода для передачи электроэнергии.

Именно он разработал принципиальную схему современного телефона, на что имеются выданные ему авторские свидетельства.

Однако, на родине его гениальные изобретения не нашли применения и изобретатель, всеми забытый, умер от голода в Кирове 2 декабря 1941 года.

                                           

 

 

                              Александр Рашковский, краевед, 7 октября 2012 года года.