Для чего идут учиться в высшую школу

Для чего идут учиться в высшую школу

 

В периодических изданиях и СМИ уже давненько идут споры по ЕГЭ и другим проблемам обучения. Додумались до того, что предлагают ввести ЕГЭ и в высших учебных заведениях. Понимая, что ЕГЭ – это чисто коммерческий проект, долго не мог сформулировать возражения. И вот, буквально три дня назад, нашел статью, которая, хоть и написана около 100 лет назад, является, на мой взгляд, лучшим аргументом против действий наших чиновников от образования.

Фортунатов К.А. (1882-1915) – «Пассивное обучение и научное образование в высшей школе».

«Приспособление высших школ к целям государства состоит в том, что они вынуждены давать дипломы и права.

Государство возлагает на высшие школы не только задачу доставлять людям все необходимые условия для учебной и научной работы, но и задачу подготовлять-формовать их для определенных профессий. И более того – задачу аттестовать качества их как профессионалов и давать им права на занятие тех или иных должностей. Для этого вводятся экзамены. Эти функции, не имея никакого отношения к самому образованию человека, очень вредно влияют на ход учебной и научной работы.

Разнообразные причины и цели поступления в высшую школу могут быть воплощены в трех типах студентов, которых можно обозначить именами: ищущих, дипломников и франтов.

  1. Ищущие идут в университеты и другие высшие школы с целью быть в них, работать в них. Они желают и надеются найти там ответы на многие запросы своей духовной жизни. Они ищут условий и помощи, необходимой для их образования, хотят учиться и научно работать. Если они тоже стремятся «окончить» курс, то не потому, чтобы они считали это главной целью своего пребывания в высшей школе, а потому лишь, что в настоящее время без окончания курса, без диплома им не позволят впоследствии заняться той или иной деятельностью. И они будут лишены возможности приложить свои силы в той области, где желают.
  2. Дипломники. Идут затем, чтобы окончить. Их цель – получить права, даваемые высшим учебным заведением, получить «бумажку», которая откроет им путь к занятию должностей. Они ищут, прежде всего, «положения» и оклада, а не деятельности.
  3. Франты. Ни наука, ни права даваемые дипломами, не играют для них существенной роли. Им интересно, прежде всего, название сначала «студента», а потом «человека с высшим образованием».

Почти в каждом студенте есть элементы всех трех категорий. Кроме того, масса студентов поступает с очень неопределенными стремлениями, которые лишь позже начинают выясняться.

Если система выдачи дипломов мало влияет на численность студентов первой и даже третьей группы, то вторая группа, подчас самая многочисленная, обязана своим присутствием в стенах высшей школы указанной системе приноровления школы к государственным целям.

Это навязывание школе обязанностей, не имеющих ничего общего с ее задачами, приносит огромный вред делу науки и образования, отвлекая профессоров и студентов от их ближайших научных интересов и засоряя высшие школы массой людей, совершенно чуждых им по своим стремлениям.

Некоторые думают, что экзамены, «рационально поставленные», вполне определяю способность оканчивающего курс студента к той или иной профессиональной деятельности, так сказать, гарантируют доброкачественность его диплома.

Жизнь постоянно разбивает эти иллюзии.

Но, вместо того, чтобы признать негодность самой системы, вину взваливают на «недостаточно целесообразную постановку экзаменов» и пробуют их, так или иначе, видоизменить.

Однако попытки эти не увенчиваются успехом.

Одной из главных причин этого надо считать естественное и неизбежное отношение к экзаменам самих студентов.

Отношение это очень разнообразное.

Для ищущих студентов экзамены по существу своему вредны, так как заставляют их сбиваться с пути самостоятельных занятий. Экзамены не могут служить для них более сильной побудительной причиной, чем их искание, их собственное желание заниматься. Поэтому ищущие относятся к ним с презрением. И смотрят на них как на неприятную формальность.

Для франтов экзамены, понятно, так же малоинтересны, как и самые занятия. Они стремятся их как-нибудь благополучно сбыть, причем отметка их мало интересует. Они относятся к экзаменам как к неприятной обузе, как к назойливой мухе.

Вот для дипломников экзамены действительно нужны. Все их стремления сводятся к блистательно выдержанным экзаменам и к награде за них – к «чистенькому» диплому. Причем большая часть дипломников, чтобы добыть нужные отметки, применяет разные средства. Средств этих довольно много. Они достаточно хорошо известны на практике всем, имевшим дело с экзаменами.

Высшие школы должны служить, прежде всего, для научных и образовательных целей. Эти две цели нераздельны, ибо высоко поставленное образование неизбежно ведет за собой развитие научных работ. И, с другой стороны, только в самостоятельных научных занятиях, в творческих научных работах студент может получить настоящее высшее образование: ясно понять и ощутить значение, уели и средства науки, не уменьшая их, не преувеличивая и не окрашивая в другой цвет.

Именно в отыскании нового, а не в усвоении готовых результатов научных работ должна заключаться цель высшего образования.

Дух самостоятельности, дух творчества, активности, искания и критики должен царить в ней.

Развитие этой самодеятельности несравненно важнее распространения знаний, фактов и теорий, даваемых современной наукой.

Нашим высшим, да и всем другим школам следовало бы обратить внимание на одно Постановление съезда французских учителей в Лилле в 1905 году. По поводу обсуждения преподавания истории, они внесли резолюцию: «В ребенке нам дороже ошибочное, но самостоятельное мнение, чем истинное, но навязанное учителем».

Фортунатов А.Ф. – По вопросам научной школы. Сборник статей. М.: Издание Кружка общественной агрономии при Московском сельскохозяйственном институте (Петровской Академии), 1916, с.125-150.

Сегодня проблемы, описываемые в статье, приняли гипертрофированные размеры. Профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений «заваливается» кучей «указивок», обязывающих их составлять бумажки, которые не имеют никакого отношения к качеству образования, а только отнимающих время, крайне необходимое для учебной, педагогической и научной работы. Это же самое происходит и в средних учебных заведениях. А качество образования неуклонно падает…

                                      

                                 Александр Рашковский, краевед, 20 сентября 2012 года.