ЗЫБКИЙ ПРОФИЛЬ ПУШКИНА

Loading

Fрофиль наиболее неизменный ракурс в лице человека. Он не меняется в зависимости от времени суток и настроения. Фас можно изменить нахмурясь или же улыбаясь, прищурясь или удивленно раскрыв глаза — профиль же (в своих главных чертах) остается незыблем при любой мимике. Не случайно правителей на монетах  изображали всегда, или почти всегда, в профиль. Также как правило в профиль изображались лица правителей (в частности фараонов Египта всех династий и царств) на наскальных изображениях. Причина ясна: в то время, как выраженье лица человеку подвластно, профиль дан от природы. Человек не может усилием воли поднять кончик носа (как поднимают брови) а также втянуть или выпятить лоб относительно переносицы (как каждый из нас может преобразить лицо, если смотреть на него в фас, например улыбнувшись). Никто не может сделать себя курносым или наоборот — приобрести римский профиль без операции. Так же как не может прибавить себе пяди ко лбу, как бы этого ни желал. Такова физиология человека. Которую, как генетический код, усилием воли изменить не-воз-мож-но.

Тем поразительнее разнообразие своих профилей, которые создал, рисуя автопортреты (точнее автопрофИли) один человек. И не какой-нибудь несведущий в рисовании, а замечательный рисовальщик. И даже еще того более: всемирно известный. Рисунки которого изучаются специалистами. Наряду с созданным им в прозе и в рифме.

Не буду томить. Имя человека, изображавшего себя в профиль на удивление разнообразно, Александр Сергеевич Пушкин.

Удивлены? Не ожидали? Тогда взгляние.

Взгляните на автопортреты — точнее автопрофили — Пушкина, которые я собрал в разных изданиях и соединил воедино:

 

 

Поражает разнообразие вплоть до полной неузнаваемости, не так ли? И если в профиле, расположенном в левом верхнем углу, Пушкин распознается легко, равно как и в находящемся под ним, а также (с бОльшим трудом) в нижнем профиле левого столбика, то угалать в остальных изображениях Пушкина трудно, а в разсположенных в правом столбце воистину невозможно!

И это при том, что собственный профиль Александр Серлеевич мог запросто наблюдать — с помощью двух зеркал или трильяжа («»трехзеркалья», которым, как и все женщины его круга, пользовалась супруга. Да и сам Александр Сергеевич, будучи франтом, разглядыванию себя в зеркало во всех ракурсах был не чужд).

Не мог Пушкин, глядя на себя в зеркало или рисуя по памяти, так ошибаться!

В чем же причина разнообразия профилей Пушкина на автопортретах? Отличающихся разительно — до такой степени, словно на них изображены разные люди? Вопрос интереснейший!

Собранные воедино, профили Пушкина поразительно напоминают «букет» персонажей Мертвых Душ Гоголя (сюжет к бессмертному прозаическому произведению, жанр которого определен Гоголем как Поэма).  Замечу кстати а может быть невпопад.

Но проили эти не были иллюстрацией ни к чему, так как рисовались в разные годы. На протяжении всей жизни поэта.

Так что же это за разнообразие профилей? Игра ума? Расщепление «я» поэта, которым Пушкин гениально играл? Или просто результат задорного темперамента?

Поскольку речь идет не об обыкновенном писателе, а о человеке, который для Русской Культуры сделал так много, что его называют даже, как все мы знаем и не забываем, НАШЕ ВСЁ, вопрос  достойный раздумья. А также исследования специалистами. И их комментариев.