КУЛЬТУРА ДЛЯ НАС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВСЁ!? Открытое письмо министру культуры России В.Р. Медынскому

КУЛЬТУРА ДЛЯ НАС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВСЁ!?

 

Открытое письмо министру культуры России В.Р. Медынскому

 

Уважаемый Владимир Ростисла́вович!

 

Уже давно стал задумываться над проблемами развития культуры в стране и в нашем Вятском крае. Много пишу по этим проблемам. Недели три назад мне попал в руки интересный материал, который о котором я написал и специально выделил другим шрифтом. Однако, я посчитал, что  необходимо дополнить его, показав культурное состояние современного российского общества на примере Вятского края.

«Летом прошлого года в селе Рябово, в затерянной богом глуши, прошёл небольшой слёт керамистов.

   Кировская пресса очень много писала об этом, в общем-то ординарном событии. Но журналисты, как известно, в первую очередь ведь обслуживают… И пошла писать губерния. Слёт назван, ни больше ни меньше, как 1-й Международный симпозиум. Ну, прямо как у Ильфа и Петрова. Село Рябово — Нью-Васюки! Осталось только дорогу проложить, да аэропорт построить!

   Хотелось бы в связи с этим событием поподробнее отметить некоторых участников этого «симпозиума».

   Вот Клод Ассаж, то ли художник, то ли физик, то ли инженер (конструктор), каждая газета его называла по-своему, приехал из Франции! Для чего? Оказывается для того, чтобы осчастливить деревню Рябово своей замечательной конструкцией для обжига глины. Это произведение под его чутким руководством было быстренько построено, чему активно помогали, меся глину ногами, директор музея и его заместитель.

Вот так — приехал как турист, поруководил, получил деньги и уехал. Задумайтесь — француз учил вятских дымковчанок и гончарных дел мастеров обжигать глину!! Анекдот да и только! Отмечу, что огонь в этой замечательной печи за прошедший год был разведён лишь однажды.

Остальные участники слета гуляли, пили, ели, что-то лепили… А областному бюджету этот «симпозиум» и чудо-печь обошлись в сотни тысяч рублей!!!

   Но, как известно аппетит приходит во время еды! Кому-то надо квартиру купить, кому-то денежки подкопить.

   И вот уже по таёжным тропам, по окрестностям Рябово, бредут сказочные герои… С миллионным бюджетом. С миллионным!!!

   Интересно, знают ли жители Рябово об этом золотом финансовом потоке?

Финансы которого, затапливают их село и создают новые рабочие места.

   И вот уже местный «звёздный» скульптор, творения которого любой житель города Кирова может увидеть в витрине мясного магазина на Театральной площади, берётся за этот «прожект» с размахом. С размахом естественно финансовым!

За десяток бетонных садово-парковых скульптур, которые любой выпускник художественного училища с трудом и только в хороший базарный день продаст за 50 тысяч рублей и то вместе с формами для отливки, руководство музея отвалило больше миллиона. Да, да больше миллиона!!! Не верите? А ведь каждый желающий может убедиться самостоятельно в Интернете, что там, с радостью продадут вам скульптуры и щуки и других персонажей сказок по бросовым ценам. Может быть руководство музея не в курсе этого? Но музей буквально ломится от компьютеров, а у директора есть целый отдел и заместитель занимающийся, как модно сейчас говорить, инновационной деятельностью. А может быть другой…? Но этот вопрос зададут, думается, проверяющие и контролирующие органы.

   А ведь всё могло бы быть иначе, если бы деньги налогоплательщиков были бы потрачены на реставрацию уже столько лет стоящего в руинах в центре города, в сотне метров от Правительства области здания старого музея. Здания, которое так памятно всем взрослым жителям нашего города. Увидят ли его наши сегодняшние школьники и детвора?

   Или, например, потрачены на ремонт нового здания музея, которое уже рассыпается, причем чуть ли не на головы посетителей, а руководство музея заботливо огораживает опасные места ленточками.

   Но это, как известно, не приносит выгоды! Личной выгоды….

   Размеры статьи не позволяют рассказать обо всех финансовых шалостях происходящих в Рябово и исчисляющимися десятками миллионов рублей, но к этому вопросу мы постараемся вернуться, если нам не помешают заинтересованные в таком бардаке люди.

   Хотелось бы думать, что Вам удастся получить от директора музея Любимовой исчерпывающие ответы на поставленные в этом сообщении вопросы!».

Продолжу эту тему, начав с истории вопроса на таких примерах.

На средства Вятского губернского земства 1 августа 1893 года была открыта женская учебная кружевная мастерская в слободе Кукарка Яранского уезда, где, вместе с ближними волостями, тогда насчитывалось свыше 2000 лиц, занимающихся кружевным и рукодельным промыслом. Мастерская была открыта благодаря энергии и стараниям жены местного врача А.Г. Афанасьевой. С созданием этой мастерской, значительно повысилась культура промысла, что не могло не сказаться на успешности этой инициативы. Наш великий земец, председатель Вятской губернской земской управы А.П. Батуев, посетив вскоре после открытия, эту учебную мастерскую и увидев качество исполнения образцов, предложил ее руководительнице гениальный маркетинговый ход: подарить дочерям царя красивые кружевные покрывала. Императрице Александре Федоровне эти покрывала очень понравилась. Императрица публично  выразила глубокую благодарность мастерской за блестяще исполненные изделия. Почти все газеты России написали об этом подарке, и мастерская в Кукарке была обеспечена гарантированными заказами до конца 1917 года.

В результате в 1910 году в Кукарке и поблизости от нее изготовлением кружев и рукоделием занималось уже более 38.000 женщин, что давало им неплохой, по тем временам, заработок.

Инициатор создания русских кустарных складов в Англии и США  А.Л. Погосская писала: «Те немногие склады кустарных изделий, какие у нас есть в Москве и некоторых земствах провинции, могут служить лишь тысячной доле громадного числа кустарей, нуждающихся в сбыте своих изделий по всем углам России».

Отмечу, что Вятское губернское земство одним из первых в России открыло кустарный склад и музей при нем, что  обеспечивало справедливые цены на качественные изделия, отбираемые специалистами. Это не могло не сказаться на культуре производства изделий, и сбыт пошел полным ходом.

Русский холст с давних пор вывозился за границу. Известна фирма «Ropes and Co», которая много лет занималась скупкой холста в России и продажей его в Америке. В Англии не было ни одного магазина мануфактурных товаров, где бы ни держали русского холста под рубрикой «Russian crash».

По данным статистики за 1877 год, вятские крестьянки ежедневно производили около 35 километров льняного холста. Поскольку крестьянка, не сильно напрягаясь, могла в день ткать примерно 10 метров холста, то легко подсчитать, что этим промыслом занималось более 3500 женщин. Это давало им тоже неплохой заработок.

Большая фирма Тифани в Нью-Йорке торговала русскими кружевами и строчками и ежегодно посылала в Россию своего приказчика, который скупал все эти товары. На лучшей улице Лондона Regent St. много лет  существовал магазин русских вышивок.

Самый распространенный  в Англии дамский журнал «Queen» («Королева») дал 19 января 1898 года такой отзыв.

«Русские кружева достойны удивления, но требуют специальной статьи для их справедливой оценки. В Эдинбургском кустарном складе выставлена иллюминированная реклама с образцами кружев, сплетенных детьми от 7 до 14 лет, которые получили золотую медаль на выставке хлопчатобумажных штатов  США в Чикаго в 1895 году. Одна из девочек 14 лет – старшая из детей экспоненток Вятской губернии (из Кукарки Яранского уезда Вятской губернии) – ездила в Нью-Йорк, где иллюстрировала плетенье кружев в Русском кустарном складе, открытом после Чикагской выставки. Там же был портрет этой молоденькой кружевницы в фартуке с широким строченым краем и вышивкой и с ожерельем».

В  Малмыжском уезде с 1902 года существовала Гоньбинская художественно-ремесленная школа с ткацким, ковровым, кружевным, белошвейным, портновским и золотошвейным отделениями. Содержалась она на средства Министерства торговли и промышленности, пособий уездного земства и помещицы Варвары Леонидовны Граве (матери известного математика Дмитрия Александровича Граве). Школа эта по своему устройству и постановке обучения была единственной в Вятской губернии. Ученицы проходили обучение в течение шести лет. В период обучения, учащимся давались глубокие знания по художественной стороне ремесла. Специально для этой школы было построено особое помещение, выстроенное на совместные средства В.Л. Граве и училищного совета при Священном Синоде.

Артистичное исполнение шитья по старинным художественным образцам привлекали сюда заказы даже со стороны иностранных Императорских дворов. Работы этой мастерской можно было в середине 1920-х годов увидеть в Малмыжском краеведческом музее.

И таких примеров из прошлого Вятской губернии можно привести немало.

А что мы имеем сегодня при невежественном управлении культурой. Звону много, а культура падает. Взять, например, культуру изданий. У нас каждый год проходят выставки «Вятская книга», на которой представляются издания за прошлый год. Каждый год, посещая эти выставки, с болью в душе смотрю на то, что качество изданий неуклонно падает. Однако, при подведении итогов регулярно присуждаются призы массе изданий, культура содержания и исполнения которых не выдерживает никакой критики. Зачем? А для того, чтобы создать благостную картину «роста культуры», чего, конечно, нет. Положение о конкурсе, утвержденное Департаментом культуры области, написано очень расплывчато. Состав жюри никогда не публикуется. Кто и почему присваивает эти призы «жюри» подробно не объясняет. То же самое происходит при подведении итогов конкурса по Премиям Салтыкова-Щедрина, Грина, Заболоцкого и других. Шорт-листы претендентов нигде не публикуются, открытого обсуждения не проводится. А ведь все эти конкурсы декларируются как открытые! Все это создает возможности для коррупции. А, самое главное, именно это и является одной из причин падения культуры изданий.

Недавно мы обсуждали издание одного каталога, выпущенного Кировским педагогическим институтом, который сегодня громко называется Вятским государственным гуманитарным университетом. Кстати, давно известно, что университетом надо сначала стать, а потом им называться. Так вот, этот каталог, напечатан по «решению редакционно-издательского совета университета». Смотрел ли кто из членов этого «высокого совета» рукопись издания? А издание это абсолютно беспомощное и не несет никакой смысловой нагрузки. В библиотеке им. Герцена есть достаточно много образцов каталогов по этой теме, выпущенных специалистами этого направления. Кто мешал, если не авторам, то членам «высокого совета» посмотреть их, а не позориться на всю страну с выпуском таких бездарно составленных изданий? И таких примеров можно, к сожалению, привести немало.

Вот еще такой яркий пример. В этом году отмечается 200 лет со дня рождения Александра Ивановича Герцена. Звону по этому поводу тоже было много. Но ни один местный театр не поставил ни одного спектакля по этой теме. Наш замечательный актер и драматург Иван Александрович Шишкин написал блестящую пьесу «Герцен в Вятке», которая ни на йоту не потеряла своей актуальности и сегодня. Поставили ее только один раз в начале 1950-х годов. А что сегодня могут посмотреть о Герцене в театрах жители и гости нашего города, в том числе иностранцы? Молодежь о Герцене мало что знает. А почему? Да потому, что для рассказов о нем и значении его творчества не применяют театральное искусство и другие, давно известные, приемы.

Сейчас много пишут о модернизации и о привлечении инвестиций в страну. С давних времен известно, что сначала шло культурное взаимодействие народов, а потом уже экономическое. Инвестиционный климат в России невозможно улучшить без повышения культуры населения. Только образованное и культурное население страны может противостоять коррупции и других негативных моментов в жизни общества. А у нас закрываются библиотеки, а существующие, особенно  сельские, давно не комплектуются новыми изданиями, получая лишь очень малое количество их в виде даров. Кто же при таких условиях будет жить в сельской местности? Вот поля и зарастают бурьяном.

Нужно немедленно возродить проведение бесплатных образовательных курсов для всех слоев населения, в том числе для пенсионеров, многие из которых по своему уровню квалификации могли бы обучать молодежь по самому широкому кругу направлений для подготовки настоящих профессионалов.

Талантов в России очень много, а деньги, выделяемые бюджетами разных уровней на развитие культуры и образования, или тратятся бездарно, или банально разворовываются по известным схемам.

И не только, к сожалению, в области культуры и образования…

 

 

Александр Рашковский, краевед, 23 июня 2012 года.