Конец Гражданской Войны в США …

Наследники Линкольна сильно уступали ему в политических талантах. Эндрю Джонсон глубочайшим образом поссорился с Конгрессом, и заслужил сомнительную честь стать первым президентом США, попавшим под импичмент.

Он удержался в своем президентском кресле просто чудом — Палата Представителей проголосовала за его отставку нужным большинством, но вoт в Сенате одного голоса до положенных двух третей все-таки не хватило[1].

Споры по поводу так называемой Реконструкции — переделки всей политической и социальной структуры Юга – шли и при Джонсоне, и при сменившем его на посту президента Улиссе Гранте. Республиканцы-радикалы стояли за полное искоренение рабства, и в Конгрессе были проведены поправки к Конституции, которые должны были закрепить это на века.

Одна из них, так называемая 15-я, гласила, в частности, следующее:

“… Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи, либо про причине нахождения в прошлом в подневольном услужении …”.

На Юге, в общем, смирились с отменой рабства, но вот с правом гражданства для бывших рабов боролись просто отчаянно.

В глазах южан это означало слияние белых и черных в одно единое общество — и сделать это федеральное правительство смогло бы разве что в случае еще одной войны, на этот раз против инсургентов. Ку-Клукс-Клан возник как раз в годы Реконструкции, и во главе его стояли весьма дееспособные люди, вроде Натана Форреста, прославленного героя Конфедерации.

Ну, делать этого никто не хотел. Страсти потихоньку остывали. Счет, взысканный кровью, был огромным. В Гражданской Войне погибло больше людей, чем во всех войнах, которые велись Соединенными Штатами, вместе взятых — и так было вплоть до вьетнамской войны.

Можно привести совершенно конкретные цифры — в период с 1861 и по 1865 погибло 360 000 северян и 260 000  южан, то-есть около 620 тысяч человек. Для сравнения — в ходе Первой Мировой Войны США потеряли 116 516 солдат, а во ходе Второй Мировой — 405 399.

Учтем, что потери Гражданской Войны пришлись на население в 30 миллионов человек, то-есть примерно вчетверо меньшее, чем оно было в первой трети ХХ века — и станет понятно, что продолжения конфликта не хотели ни на Севере, ни на Юге.

Следовательно, требовался некий компромисс.

Он был достигнут только через 12 лет после смерти Линкольна, в 1877-ом году. Грант в то время уже закончил свой второй президентский срок.  Он искренне старался провести в жизнь решения Конгресса о равноправии граждан вне зависимости от цвета их кожи — 15-я поправка к Конституции была принята именно при нем — но особых успехов не добился.

Его репутацию подрывали постоянные коррупционные скандалы — огромный экономический бум, последовавший после победы Севера в Гражданской Войне, имел и негативные последствия. Выборы 1876-го года, на которых Грант своей кандидатуры не выставлял, прошли с еще большим скандалом, на этот раз политическим.

Суть дела заключалась в том, что кандидат от партии демократов, Тилден, проиграл выборы из-за того, что выборщики в штатах Южная Каролина, Флорида и Луизианы, где местные правительства держались только на федеральных штыках, проголосовали не за демократов, как их избиратели, а за республиканцев. В результате президентом оказался республиканец, Резерфорд Хэйс, но законность его избрания была более чем сомнительной.

Поскольку нигде в Конституции не сказано, как именно обязаны глосовать выборщики, формально их решение было законным, но “запах” от него, право же, шел до небес.

Этот вопрос нельзя было оставить, как есть. B конце концов вся система власти в США держалась на идее выборов — и в итоге oбе главные партии страны, демократическая и республиканская, пришли к так называемому «Компромиссу 1877-го года».

Суть его сводилась к тому, что южане, так уж и быть, признавали решение выборщиков, и президентом становился республиканец, но в обмен новый президент обязывался убрать федеральные войска из южных штатов, не вмешиваться в вопросы самоуправления Юга, и не выдвигать своей кандидатуры на второй срок.

Уходящий президент, Улисс Грант, компромисс поддержал тем, что  вывел войска немедленно, не дожидаясь инаугуарации своего преемника.

И в итоге все оказались довольны.

Это было проиллюстрировано карикатурой в журнале того времени – сенатор от Нью-Йорка, сторговавший всю сделку, изображен в виде Мефистофеля. Он задумчиво смотрит вслед удаляющемуся новому президенту, который ведет под руку даму с очень приятными округлостями. Она — «голоса единого Юга», президент как бы победил. Однако права Юга на самоуправление восстановлены, он снова может жить по своим законам. И Мефистофель  произносит слова из «Фауста» Гете:

Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.

Видимо, карикатурист сочувствовал южанам 🙂

**

  1. Надо сказать, что все-таки этот экстраординарный случай пошел на пользу обеим сторонам — и будущим президентам, и Конгрессу. Президенты твердо усвоили, что Конгресс может их уволить, а конгрессмены осознали, что не следует политические споры доводить до точки кипения. Сложился как бы обычай, никак не оформленный официально, но державшийся твердо — импичмент приберегался только для дел уголовных. Билл Клинтон попал под процедуру импичмента по обвинению в принесении ложных показаний под присягой, и был «оправдан» точно так же, как и Эндрю Джонсон, из-за нехватки нужного количества голосов в Сенате.