В апреле 1865-го, когда войска отделившегося было Юга были разбиты, и правительство Конфедрации Штатов Америки (КША) бежало из Ричмонда, генерал Шерман получил рапорт от разведки, согласно которому Джефферсон Дэвис, президент КША, спешно уходил от погони с казной, в которой, согласно донесениям, было от 6 до 13 миллионов долларов звонкой монетой.
Шерман отложил донесение в сторону со словами: «Явная ложь«.
На вопрос, почему он так думает, Шерман привел несложный расчет — серебряный доллар США весил примерно 27 грамм. (weight: 26.73 grams).
Следовательно:
1. 1000 долларов весила бы 26.73 килограмм,
2. 1 000 000 долларов — 26.73 тонн. Перевозка 6-и миллионов долларов, даже если предположить, что часть денег была в золотой монете, потребовала бы 4-5, железнодорожных вагонов, или до 30 возов, с запряжкой из шести мулов на каждый.
Для спасающихся от погони министров КША это был бы слишком тяжелый груз — Шерману было известно, что у них есть всего несколько повозок, все, кто только мог, двигались верхом.
Шерман до Гражданской Войны был банкиром, и, что называется, знал «вес» денег, и в переносном, и в самом прямом смысле этого слова.
Вот что значит трезвый взгляд умного человека …
Б.М!
Я внимательно и с удовольствием читаю Ваши записи. Спасибо.
М.Ф.
Спасибо, Марк. Если все будет в порядке, то в сентябре эти записи (в более организованной форме) выйдут в виде книжки.
Если бы у меня было собственное детективное агентство, я бы пригласила Шермана на работу… Но вообще не надо быть банкиром, чтобы сообразить, что этого не может быть.
Нет, конечно, банкиром быть не обязательно 🙂 Но вот вам другой пример: командующий федеральной Армией Потомака, генерал Макклеллан, был очень хорошим инженером и до Гражданской Войны занимал выскоий пост в управлении железнодорожной компании в Иллинойсе. Ему платили 10 тысяч долларов в год — на теперешние деньги это было бы около миллиона.
В отсутствии хорошей армейской разведки его снабжало информацией частное агенство Пинкертона. Поставлялись сведения, просто невероятно точные в деталях — Макклеллан был очень доволен и полагал, что знает все-все-все. Он, однако, ошибался, и на регулярной основе вдвое-втрое переоценивал стоящие против него силы южан.
Раз за разом он терпел неудачи, и тянул время, и в конце концов Линкольн его снял и заменил другим — которому тоже не повезло, но это разговор отдельный.
Так вот, на круг получается, что Макклеллан не только был слаб и нерешителен, но у него к тому же отсутствовал вот этот самый «трезвый взгляд», который был у генерала Шермана.
Нельзя слепо верить экспертам, нельзя слепо верить разведке, и вообще — нельзя слепо верить …