Каким должно быть государство и как должны жить его граждане

Каким должно быть государство и как должны жить его граждане

«Дошедшее при Екатерине II до апогея крепостничество и полный захват дворянством всей жизни, прервали последние связи между говорящими и думающими по-французски барами и мужиками. Русь превратилась в два не понимающие друг друга враждебных народа. Столетие – слишком незначительный для истории период, чтобы этот глубокий духовный раскол мог бы сгладиться. До сих пор они стоят, как две разные и по высоте и по характеру культуры».

«Русская школа», 1916, №7-8, с.91.

Буквально в апреле 2012 года мне попала в руки в руки очень поучительная книга Роберта Моля «Энциклопедия государственных наук», изданная в России в 1868 году. Лаконичность и афористичность формулировок очень важных для жизни любого человека понятий, приведенных в ней, мне очень понравилась. Привожу из нее выдержки, которые ни на йоту не потеряли своей актуальности и сегодня и, видимо, не потеряют ее еще немалое время. К сожалению, нас этому ни в школе, ни в институте не обучали. Выдержки из других изданий, подтверждающие высказывания Роберта Моля, выделены курсивом.

«Всякий человек имеет жизненную цель и притом свою собственную. Никто из людей не живет только для других, не служит только средством для чьих-либо чуждых целей. Потому что все люди одарены одинаковыми физическими и нравственными силами, хотя и в различной степени.

Потому что для всех людей рождение, процесс жизни и смерти совершаются по одним и тем же законам, и для всех их существует одинаковая вероятность загробного бытия…

Стремиться к достижению этой жизненной цели есть нравственная обязанность человека, следовательно, его право.

Жизненная цель человека определяется потребностями и способностями человеческой природы, так как нет такого внешнего авторитета, который бы определял эту цель для всех людей без исключения.

Человек, по своей природе, есть существо чувственно-разумное.

Без всякого сомнения, идеал человеческого существования заключается в одновременном удовлетворении всех потребностей и в гармоничном развитии всех сил.

Но для огромного большинства людей, возможно, только некоторое приближение к этому идеалу. Отчасти вследствие субъективной неполноты естественных дарований, отчасти вследствие неблагоприятных внешних условий.

У большинства людей забота о поддержании физической жизни поглощает слишком много времени и сил, так что для них невозможно нормальное стремление к нравственным целям.

Если вследствие общих или каких-либо особенных причин, человек не в состоянии достигнуть всех вышеперечисленных целей, то это, конечно, может быть несчастьем для него, но в этом нет ничего несправедливого.

Другое дело, если человек извращает естественное соотношение целей, — в таком случае он уже является действительно существом неразумным и безнравственным.

Подданный есть всякий член государства, поскольку он обязан повиноваться и нести общие тяжести.

Титул гражданина получает он, поскольку имеет право требовать от государства содействия в своих целях.

Особенное значение получает этот титул, когда гражданин принимает законное участие в управлении государством для обеспечения этих прав своих.

Степенью народного образования обуславливается все государственное устройство и существующие в государстве учреждения, если самостоятельная жизнь народа не подавлена превосходною незаконной силой.

Факцией в политической жизни, принято называть совокупность близко между собой связанных лиц, которые сообща стремятся к какой-нибудь недозволенной своекорыстной цели, с помощью всевозможных средств, ведущих к этой цели, следовательно, также незаконных и безнравственных. Факция очень хорошо осознает свою цель и средства. Она замкнута от всего, что находится вне ее, внутри же представляет прочную организацию. В случае возможности она скрывает в тайне свой союз и свои средства.

Политическая партия, напротив, есть совокупность лиц, которые, из убеждения в юридической, нравственной или политической необходимости, желают дать государственной власти определенное направление, ввести известные государственные учреждения и отношения. У партии есть в виду свой государственный идеал, с достижением которого она обещает благосостояние для всех, но у партии нет непосредственно и исключительно эгоистических намерений. Продолжительность существования партии зависит от прочности и силы убеждений, положенных в ее основу. Нередко, также, после победы партии распадаются из-за личных ссор по поводу дележа добычи, или вследствие различия мнений о том, как именно и в каких размерах надобно пользоваться достигнутой победой.

Может случиться, что государство не соответствует своей цели, то есть требованиям жизненной задачи своего народа. При этом возможны три случая:

1. Государство всегда было несостоятельно, вследствие недостатков в своих коренных основах. Может быть, что или государственная власть слишком слаба, или нет учреждений для достижения жизненных задач, или не устранен какой-нибудь факт, несоединимый с сущностью определенного государства, или, наконец, форма правления противоположна духу и привычкам народа.

2. Государственные учреждения мало-помалу пришли в ветхость, так что они уже не действуют соответственно целям и даже, может быть, приносят положительный вред.

3. Жизненные цели народа изменились так, что, например, на место благочестиво религиозных воззрений ввелись чисто рассудочные, на место растительно-племенной жизни – многосторонне-деятельное развитие всех сил.

Всякое требование, устанавливающее безусловную несменяемость государственных учреждений, бессмысленно и недозволительно. Возражать против этого может только тот, кто вздумал бы признавать полный застой всей умственной жизни, что находится в совершенном противоречии с историей.

«Множество явлений, на которые мы жалуемся, называя их великим общественным злом, суть, большей частью, следствия неправильностей нашей же жизни и стараясь уничтожить их силою закона, не изменяя между тем коренных условий нашей жизни, мы даем им возможность появиться снова и с новой силой, хотя бы и в новой форме.

На свободу каждого народа громадное влияние оказывает как политический, так и нравственный его характер. Любовь к труду, предприимчивости и независимости отдельных лиц имеет своим результатом их свободу».

Смайльс Самуил  Самопомощь. Харьков, 1867, с.3-10.

Пренебрежение своевременными улучшениями, соответствующими мере требований, противоречит законам нравственности и права, кроме того, неблагоразумно. Ближайшими последствиями такого пренебрежения является болезненное состояние государственной жизни, недовольство, все более и более усиливающееся, политическая испорченность граждан и всеобщий разлад.

«Каждый строй материальной культуры требует соответствующего уровня умственного развития и просвещения народа, а также соответствующих форм общественной жизни. Промышленный прогресс требует свободы для личной инициативы и для общественной самодеятельности.

Попытки общественной самодеятельности и инициативы всегда встречали у нас весьма враждебные отношения со стороны государственной власти.

Прогресс современных культурных государств, все успехи их в самых различных областях жизни и мысли в весьма значительной степени обязаны существующему там широкому простору для развития общественной инициативы и самодеятельности граждан».

«Северные записки», 1913, №4, с.152 и №5, с.292-293.

Государство существует не для удовлетворения желаний и интересов отдельных личностей, а для покровительства общим жизненным целям, истекающим  из конкретной цивилизации всего народа.

Всякое юридическое обязательство относительно других лиц должно быть выполняемо точно, то есть добровольно, своевременно и без обременения лиц, которым обязательство дано.

Твердый юридический порядок есть основное условие для достижения всех жизненных целей. Поэтому уважать его и оказывать ему покровительство есть, вместе с тем, важная нравственная обязанность.

Предписания нравственного закона должны быть соблюдаемы не только по отношению к содержанию действий, но также и относительно образа выполнения их.

Неразумные отдельные учреждения недозволительны отчасти по самой своей сущности, отчасти потому, что они мешают полному развитию разумной и, следовательно, единой нравственной государственной цели. Государственное устройство не признающее никакой разумной жизненной цели народа, неисцелимо безнравственно.

Глава государства обязан отдать государству все свое время и все свои силы. Лицо, стоящее во главе всех дел, от личного решения и направления которого столь многое зависит, обязано знать истину и настоящее положение публичных дел.

Искренность и честность всей жизни правителя есть дальнейшее требование нравственности.

Лицемерное и одно лишь внешнее соблюдение законов, маскирование эгоистических намерений выставкою общественных целей, хитрое эксплуатирование лиц или партий, криводушие относительно собственных чиновников, развращает весь дух народа и государственной администрации, и парализуют многое доброе. Следовательно, все подобное безнравственно.

Если не юридически, то нравственно все зло, причиняемое дурными государственными чиновниками, падает на главу государства их назначившего.

Милость и благотворительность суть обязанности лиц, занимающих высокие положения в обществе и людей богатых, следовательно, тем более главы государства.

Человек должен делать добра во всех отношениях столько, сколько он на самом деле может.

Государственное управление должно быть устроено так, чтобы повеления исполнялись надлежащим образом, чтобы занятия были разделены на основании разумного плана, наконец, чтобы отдельные власти были способны к выполнению этих задач.

«Развал всегда проистекал от неумения государственной власти успешно справиться с задачей непосредственного заведования всем хозяйством страны».

«Артельное дело», 1921, №5-8, с.22.

Снисходительность относительно нечестных или небрежных управляющих вредит собственному интересу государства и есть несправедливость относительно граждан, которые вследствие расхищения государственных финансов не могут воспользоваться известной деятельностью государства, или же должны платить вдвойне для достижения одной цели.

«Вор всегда бывает хитрее контроля и только общественного мнения ему не перехитрить. Общественное мнение обладает нравственным чутьем и поднимает ужасный трезвон в то самое время, когда вор только что запустил руку в общественный сундук. Где слабо развито общественное мнение, там процветают самые патриархальные порядки, которые незаметно переходят в злоупотребления и беспорядки»

Приклонский С.А. Очерки самоуправления (земского, городского и сельского). СПБ, 1886, с.289. (Издание Ф.Ф. Павленкова). №349149 в Герценке.

Чтобы статистическое описание не вводило в заблуждение и не причиняло вреда, а поучало бы и служило основою для государственной деятельности, оно должно представлять полные и верные данные.

Статистика есть самая юная политическая наука. Она начинает существовать сознательно и получает название только в половине XVIII века. Именно Ахенваль в Геттингене впервые дал ей это название, которое распространилось во всех европейских государствах.

В более древние времена предпринимались отдельные официальные статистические труды, но сознательные научные исследования начинаются только с половины XVIII века.

Хороший статистический труд может долго служить точкой опоры и образцом для позднейших описаний».

Моль Роберт Энциклопедия государственных наук. СПБ – М., 1868 – 591с.

№525546 в Герценке (из библиотеки Елены Александровны Прозоровой), с.3, 4, 5, 87, 94, 116, 117, 123, 124, 125, 404, 406, 407, 411, 415, 416, 417, 423-424, 548, 586, 590.

Александр Рашковский, краевед, 3 мая 2012 года.