Унесенные временем

Loading

Трудно удержаться от аналогий. Возвращение Наполеона с острова Эльба во Францию и последующие сто дней завершились окончательным крахом его империи. Первые сто дней Дональда Трампа после возвращения в Белый дом стали последними днями существования прежней Америки.
Никогда ранее внутренние политические проблемы США так откровенно не озвучивались на международном уровне, как это стало происходить с января 2025-го года. Частые, пускай и косвенные, ссылки на демократов и на то зло, которое они причинили миру, свидетельствуют о глубоком разломе сознания Америки. Но дело не только в этом. Глубинный смысл „ламентаций“ Трампа – желание снять ответственность за соблюдение принятых США обязательств – „обнулить“ не только финансовые долги, но и „долги“ геополитические. Как если бы речь шла уже о другом государстве…
Когда-то враждебное окружение Франции способствовало развязыванию наполеоновских войн. Искавшая выхода, революционная энергия трансформировалась в военную экспансию огромных масштабов.
Враждебным, уничтожающим государственные устои видится многим в Америке современный глобальный мир. И если бы из США прозвучал призыв к разумному эгоизму государственности, он нашел бы в мире много сочувствующих. Но группа „имени Трампа“ артикулировала совсем иное. Предложив миру „перезагрузиться“, она начала с ним торговую войну. Этой войной американская революция „сверху“ выплеснулась в „остальной“ мир. Революция? Назовем таким словом, идущий в США процесс. При всей хаотичности и „двухшаговой“ продуманности действий 47-го президента главные тренды внутренней политики определились. Идет наступление на судебную систему США, отменяющую неконституционные указы Дональда Трампа. Давление исполнительной власти и законодательной (через подконтрольный Трампу конгресс) должно привести к уничтожению того, что до сих пор называлось „системой сдержек и противовесов“, во многом связанной с независимостью сильной судебной власти. Что же касается власти четвертой, то медиа, по факту, уже подразделяются Трампом на лояльные и нелояльные.
Но вернемся к торговой войне. Она началась с таможенного „счета“, предъявленного, за небольшим исключением, всему миру. Однако, помимо этого „счета“, были озвучены и „счета“ территориальные. Еще до вступления в должность президента Трамп заявил о намерении присоединить Канаду. Желание аннексии дружественной страны-соседки сразу напомнило о войне в Европе, о ментальной близости президента США и кремлевского фюрера и стало дурным предзнаменованием для Украины. Выплывшая на поверхность идея признания США аннексии Крыма соотносится с канадским „вопросом“. С одной стороны, такое признание – подарок фюреру, с другой – легитимизация аннексий как таковых.
Империализм, изоляционизм… Да, доктрина Монро предполагает невмешательство лишь в европейские дела. И Гренландия расположена гораздо ближе к США, чем к Дании. Все это понятно. Непонятно другое: какое отношение происходящее имеет… к свободе? Не к воле – свободе „без берегов“, а к свободе, имя которой носит статуя на берегу Гудзона?
На бейсболке, в которой часто появляется 47-й президент США, значится: „Сделаем Америку снова великой“. Любопытно, какое величие имеет в виду Дональд Трамп? Разумеется, спрашивать его об этом бессмысленно. Но неужели никто из его сторонников не задавался подобным вопросом? Что имеется в виду? Величие Америки Рузвельта? Того, кто в августе 1941-го года на борту линкора „Принц Уэльский“ вместе с Черчиллем выработал, ставшую основой миропорядка, „Атлантическую хартию“, начинавшуюся пунктом: „отказ от территориальных и иных требований“? Или величие Америки Кеннеди? „Мы будем противостоять любому врагу, и мы сделаем все, что можем, чтобы помочь любому другу“ (Джон Ф. Кеннеди). („Я не знаю, есть ли у нас еще союзники“ – сказал в феврале конгрессмен Майк Куигли.) Президент Рейган когда-то назвал СССР „империей зла“ и начал с ней борьбу. Президент Трамп „легитимизировал“ путинский фашизм, мечтающий о подобии СССР 2.0, заливающий кровью Украину. Может быть величие заключается в этом? Или в предельной аморальности, когда жертву агрессии называют виновницей войны и принуждают ее признать требования агрессора? Или во лжи, когда утверждают, что ЕС (воплотивший мечту президентов Трумэна и Эйзенхауэра) необходим был лишь для эксплуатации США.
„Понты“, „наехать“, „бабло“, „отжать“, „договорняки“… – „воскресший“ в „сетях“ знакомый лексический ряд неслучаен. Он соответствует словам и делам – уровню людей, возглавляющих США – бесстыжих деляг, откровенных лизоблюдов, порой напоминающих „классических“ фриков, извращенцев… Расскажи мне о своей команде, и я скажу какой ты президент. Расскажи мне о своем президенте, и я узнаю многое о твоей стране. Дональд Трамп – плоть от плоти нынешней Америки. Но, по счастию, не всей. После встречи в Белом доме Трампа и Зеленского по „сетям“ разошлось видео с плачущим ветераном США. Отчего он плакал? Из-за унижения. Такое чувство испытывает нормальный человек, когда на его глазах унижают другого. Но в Белом доме унижением занимался не некто неизвестный, а президент его страны, нарушивший протокол встреч на высшем уровне, превративший встречу в шоу. Унижал страну, которая нуждается в помощи… И, глядя на это, плакал ветеран…
Остановимся. И тем, кто не может прийти в себя от изумления, сопоставляя образ великой страны с личностью человека, сидящего в Белом доме, я бы напомнил, что этой же страной последние годы „рулил“, находящийся в глубоком „ауте“, Джо Байден. Я бы напомнил им, что при 46-м президенте месячные показатели нелегального пересечения границ США доходили порой до трех сотен тысяч, что шансы на получение работы снижались в том, случае если человек не принадлежал нацменьшинствам, не был инвалидом и относил себя к людям с традиционной сексуальной ориентацией. Я бы напомнил им об извращении сознания, о подозрительности и отчужденности – плодам диктатуры политкорректности, о цензуре, об антисемитизме…
Когда-то я писал, что выбор между Байденом и Трампом – это выбор между плохим и очень плохим, при том, что неизвестно, кто из двоих хуже.
Сегодня я думаю, что оба они – лишь разные симптомы тяжелой болезни, и, что Америка давно лишила себя полноценного выбора. „Авраам родил Исаака“, а байденовская Америка (безвольная, лицемерная, пробующая на вкус элементы диктатуры) родила три „изма“: радикализм, популизм (быстро и просто) и откровенный цинизм. Все они воплотились в Дональде Трампе, глядя на которого думаешь, что обязательными качествами политика высокого ранга является отсутствие элементарных знаний, компетенции и моральных тормозов. Но доверять Америке, способной выносить на вершины власти таких людей, уже невозможно. Дональду Трампу понадобилось сто дней, чтобы похоронить репутацию своей страны.
P.S.
… „Международное право“, „международное сообщество“, „западная цивилизация“, … – слова, теряющие какой-либо смысл, с трудом произносимые… Мировые институции оказались карточными домиками. „Вывески“ на „домиках“ еще существуют, но значения их уже „схлопнулись“. Рушится и прежнее значение США. Последует ли за ними инфантильная Европа, по „фасаду“ которой пошли трещины? Ответ может дать лишь время. Пока ясно одно: мы долго жили над пропастью, отделенной от нас легкими „перекрытиями“ собственного заблуждения.
Время уносит их…

Добавить комментарий