Две минуты молчания у красной черты

Loading

Передо мной фото картины Эммануила Леви: еврей, облаченный в талит,… распятый на кресте. Когда звучала двухминутная сирена в память жертв Холокоста, образ распятого вспомнился мне…
„Необычайно парадоксальна еврейская судьба… Может быть, более всего поразительно, что отвергнувший крест его несет; те же, которые приняли крест, так часто распинали других.“ Писавший эти строки в 1938 году Николай Бердяев еще не знал, что случится позднее…
Думает ли кто-либо, из отмечающих Пасху христиан, о расколе сознания, о духовной шизофрении, заключенной в том, что любовь к Христу может легко уживаться с ненавистью к народу, которому он принадлежал? Очевидно, что ненависть к евреям есть предательство того, кто призывал человечество к любви. „Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?“ – восклицал, потрясенный Воскресением, апостол Саул. Но если есть ненависть, есть и жало смерти. Разве история Эвеля и Каина не подтверждение тому?… А вот еще из текстов Бердяева: „Христиане, или называвшие себя христианами, в течение долгой истории своими делами распинали Христа, распинали и своим антисемитизмом, распинали своей ненавистью и своими насилиями, своими услугами сильным мира сего, своими изменами и своим искажением Христовой истины во имя своих интересов.“ А если это так, то борьба с антисемитизмом носит экзистенциальный характер не только для евреев, но и для христиан.
Природу антисемитизма можно обсуждать бесконечно. На эту тему написано и говорено много. Но все, что относится к разуму, умолкает, когда смотришь на, длящийся тысячелетиями, феномен, вновь и вновь поражаясь глубине ненависти, подспудно тлеющей, но готовой, как по волшебству, вырваться на поверхность… Бердяев писал о мистическом страхе перед евреями, относя его, впрочем, на счет низкого культурного уровня. Но все обстоит глубже и трагичнее.
Когда говорят об избрании евреев Всевышним, забывают сказать о другой их „избранности“. В незапамятные времена еврей был избран на роль воплощенного Зла. Нужда в подобной „персонификации“ присуща древнему сознанию. Трагедия же заключена в том, что „пещера“, избравшая когда-то евреев, никуда не исчезла. Пусть и рудиментарно, но она продолжает жить в человеке, а вместе с ней – потребность в том, кто воплощает абсолютное Зло. Да, мы избранны дважды.
Крошечная частичка того, что принято называть архетипом, наше „частное“ сознание несет в себе коллективный „код“. Что записано в этом „коде“, что несет человек в себе… – о том он может и не догадываться. Мне же вспоминаются рассказы немцев, обнаруживших себя однажды среди моря, вчера еще вроде бы нормальных, но вдруг сошедших с ума, соотечественников… „Код“ сделал свое дело!
Как много говорилось о единении в любви, говорилось тысячелетиями! Но единственным интернационалом, удавшимся человечеству, стал интернационал антисемитов. Неприязнь, ненависть к евреям были и остаются паролем, объединяющим Зло. А оно, принимавшее самые разные формы, носившее разные маски, остается верным себе. В антисемитизме, как в зародыше, есть все, что при „правильном“ использовании может легко стать доминантами сознания социума: подозрительность, страх, ненависть, аморальность, агрессия.
История человечества тесно переплетена с историей древнего Зла. Суть его – призыв к „пещере“ в человеке.
Осознание глубины, опасности Зла, носящего сегодня также маску антиизраилизма, перебрасывает „мостик“ к очевидному: необходима профилактика древней „болезни“. Она является экзистенциальной задачей любого общества, для которого приоритетны мир, уважение к человеку и его правам, свобода, демократия…
Вспомним Книгу… Страх перед Исааком не покинул Авимелеха и после изгнания им патриарха. Авимелех был „болен“ Исааком. „Болен“ евреем и современный антисемит. „Болен“ так, что присутствие или отсутствие „источника“ „заболевания“
никакого значения не имеет. Мир же глобален и поэтому профилактика антисемитизма необходима в любом случае, даже если количество евреев в обществе составляет 0,0.
… Две минуты молчания в память о миллионах невинно убитых…
Но всех утрат, которых с Холокостом понесло человечество, мы не узнаем. Речь не о музыке, которая могла быть написана, но никогда не прозвучит, не об открытиях, возможно способных изменить мир, если бы их создатели не задохнулись в газовых камерах… Нет, речь о другом – о „красных линиях“ для человечества.
Это лишь иллюзия, что можно безнаказанно уничтожать в себе Человека. Рано или поздно, Человеческое начинает мстить за себя пустотой, бессмысленностью, жаждой саморазрушения, вырождением, катастрофами…
Антисемитизм – концентрация Зла и, сражаясь с ним, человек бьется за самого себя. Если эта простая мысль станет мыслью человечества, у него быть может еще появится шанс уцелеть.
P.S.
Я смотрю на картину и вспоминаю слова Бердяева…
Над нами издевались, нас гнали, распинали… Но вот что поразительно: мы не только выжили, но и не озлобились, не стали народом-мизантропом, не ушли в духовную резервацию… „А мы с надеждой в будущее: свет!“ Зло выбрало нас целью, но не смогло убить душу… И мы воскресли на своей собственной, дарованной нам когда-то Всевышним Земле. Амен!

2 комментария для “Две минуты молчания у красной черты

Добавить комментарий