Михаил Эпштейн — Святобесие

«Святобесие» — одержимость своей святостью или святостью своих принципов и убеждений. Так Тредиаковский когда-то предлагал перевести «фанатизм». Слово не привилось, но сейчас у него появляется новый шанс. Слишком много вокруг святобесов — людей, знающих твердо, в чем спасение всех и вся, готовых пасти народы.

При этом очевидно, что святобесие и фанатизм — разные вещи. Фанатик истово верит в Бога и готов на жертвы и смерть. А святобесие — это выплеск ненависти и гордыни под видом защиты святынь. Агрессии в нас много, и самый убедительный способ ее разрядки — это когда я впадаю в ярость и бешенство не за себя, не за свои маленькие боли и обиды, а за что-то абсолютно великое и святое. Тогда можно пороть, жечь, казнить — и разрешить это себе по совести…

Про таких святобесов кто-то сказал: «они верят в Бога по системе Станиславского». Т.е. не просто представляя, а вживаясь, переживая. Сам Станиславский описал свою систему так: «Ее магическое «если бы», предлагаемые обстоятельства, вымыслы, манки делают чужое своим. «Система» умеет заставлять верить несуществующему.» Вот так и святобесие — верит несуществующему, точнее, заставляет себя верить, накручивает до истерики, заводит себя, как актер на сцене.

http://mikhail-epstein.livejournal.com/108812.html