Трамп, значится, грозно пригрозил, что ежели БРИКСы создадут свою валюту, то он их страшно накажет отлучением от всего долларового мира. Иной раз испытываешь чувство глубокого удовлетворения, когда человек, которого ты считаешь дебилом, ярко подтверждает твою оценку.
В данном же конкретном случае приятно вдвойне: не только подтверждает мое представление о нем как о конченом идиоте, но и опровергает существенную часть собственного позиционирования, выдуманного ему на ровном месте пересічними болельщиками. В частности, что оный Трамп а) великий бизнесмен (т.е. сечет в экономике крутейшим образом); б) в силу первого — замечательный переговорщик, который идеально умеет выдавить из контрагентов своё.
Значится, по пункту «а». Никакой своей валюты по типу евро страны Брикс создать не могут и не создадут. Не только способную потеснить куда-то там доллар, но и вообще как таковую. К тому есть ряд объективных причин:
1) Страны БРИКС не имеют не только общего экономического пространства, но и сколько-нибудь заметной экономической интеграции. Грубо говоря, там нет перекрестного опыления технологиями и СМК (сырье-материалы-комплектующие), которые создавали бы внутренние для стран-участников товаропроизводящие цепочки.
Конечно, китайский импорт теперь критически важен для РФ, но встречно — нет, и импорт этот в значительной мере и в самых ключевых звеньях — это импорт не китайский, Китай выступает хабом, который закупает у технологически развитых стран всякое важное, а потом отдает это РФ с наценкой. Это не интеграция, это торговля джинсами, привезенными из Сингапура морячком одесского торгового флота, переданными подруге его тетки в Москву и реализованными лоху (спасибо, если не в порезанном пополам виде) в подземном переходе у Детского мира.
Соответственно, нет материальной базы — объема товаров и услуг, который мог бы обеспечивать отдельно-особую валюту.
2) Ни одна из стран БРИКС не является ведущим внешнеторговым партнером ни для одной другой другой страны БРИКС. Каждая из них не занимает ни первого, ни второго места по товарообороту во внешнеторговом балансе другой.
Исключение, опять же, — китайский импорт в РФ, но это дорога с односторонним движением, встречный поток, как РФ ни старается загнать в Китай все, чем располагает, значимого места в китайском внешнеторговом балансе не занимает.
Китай предпринимает определенные шаги для глобализации своей валюты, но удается ему только навязать африканским диктаторам кредит, номинированный в юанях, на которые можно купить только китайские товары и только у китайцев. Что практически никак не способствует реальному распространению в мире юаня, хотя какой-нибудь мвф или всемирный банк зафиксируют формально рост доли юаня в международных рассчетах.
Соответственно, между странами БРИКС нет объема взаиморасчетов, который делал бы сколько-нибудь полезным (снижающим, например, транзакционные издержки) для участников создание единой общей валюты.
3) Ни одна из стран БРИКС не располагает полноценной свободно конвертируемой валютой.
То, что дензнаки одной страны можно покупать в обменнике за дензнаки другой страны (а даже это возможно не со всеми валютами стран БРИКС) не делает валюту в полной мере конвертируемой. Таковой ее делают капитальные операции. А они невозможны не только с рупией, но и с юанем, свободное использование которых иностранными контрагентами в случае рупии практически запрещено, а в случае юаня носит по факту разрешительный характер.
У рубля другая ситуация: там бы и рады разрешить всем всё, но это, извините, вроде трагических внешних данных придорожной шалавы, которая на всё согласная за пару чебуреков и ласковый взгляд, но даже оголодавшие дальнобойщики не особо ведутся — на трассе полно более завлекательных предложений. Рубль для иностранных инвесторов может работать только как спекулятивный инструмент в операциях типа форексных, но и это уже в прошлом.
Соответственно, базы для создания единой валюты нет — они и неединую полноценной сделать не в состоянии.
4) Ни одна из стран БРИКС не располагает валютой, которая могла бы использоваться в качестве резервной другими странами.
Исключение — только китайский юань, только для РФ и только потому, что Путин маниакально привержен идее избавления от долларов и евро, занесенной ему в голову кем-то из поехавших сталинистов от экономики типа глазьевых-хазиных-делягиных-касатоновых. В первый же год появления в золото-валютных резервах РФ юаня (а это случилось задолго до полномасштабной войны) на этой операции было потеряно порядка 14% годовых, о чем Набиуллина сигнализировала, но ей было велено впредь помалкивать — она и помалкивает.
Фишка в том, что курс юаня а) управляется директивно руководством КНР; б) управляется исключительно в сторону плановых девальваций к доллару в силу специфики китайской экспортно-ориентированной экономики. Т.е. вложиться в юань не спекулятивно, а вдолгую — это гарантированно обесценить свои вложения. Что понятно всем, кроме к.э.н. Путина, и, как теперь выясняется, — великого бузинисмена Трампа.
Соответственно, нет интересантов в укреплении чужой валюты за счет собственных в нее инвестиций.
5) Ни одна из стран БРИКС не располагает валютой, которую относительно внешних рынков можно было бы назвать в полном смысле деньгами.
Широкая общественность обычно понимает под деньгами средство рассчета, условную единицу, в которой осуществляется платеж. Популярно невежественное мнение, будто деньги — это что угодно, что контрагенты договорились таковыми считать — хоть крышки от Кока-колы, как в первых Фоллаутах. На самом деле, деньги имеют и обязаны осуществлять, чтобы являться таковыми, не менее пяти функций, одна из которых — мера стоимости.
Валюты стран БРИКС выполняют эту функцию на внутренних рынках обращения, но никогда — на внешних. Грубо говоря, когда одна из стран БРИКС продает что-нибудь другой, то ценник, который может быть выражен в национальной валюте одного из контрагентов, в реальности создан через кросс-курс от долларовой цены товара на международном рынке. Цена контракта определена в долларах и пересчитана в какую-то другую валюту. Доллар — как тот суслик из старой шутки: ты суслика видишь? — нет. — а он еееесть.
Ну, собсно, все могли наблюдать, как РФ, дабы потешить своего двинутого фюрера, попыталась осуществлять продажу энергоресурсов за рубли, что вылилось не в покупку импортерами рублей на какой-нибудь бирже, дабы расплатиться ими за нефтегаз, как должно бы, а в фактический пересчет долларовых и евровых платежей в рубли на базе Газпромбанка, росту транзакционных издержек (убытка для экспортеров) и критической зависимости экспортных рассчетов целой страны от единственной финансовой площадки.
Соответственно, у единой валюты стран БРИКС нет никаких шансов существовать вне долларового мира. Она, если ее зачем-нибудь сделать, может быть только некоторой функцией, дерривативом, если хотите, от доллара.
Итого. У появления единой валюты стран БРИКС нет ни экономической базы, ни, соответственно, реальных интересантов. Поэтому, когда Путин в Казани радостно продемонстрировал нарисованную ему кем-то в фотошопе (не, фотошоп — это сейчас уже высокое искусство, в фигме, скорее, сделали) как-бы-купюру, публика обошла вопрос вежливым молчанием. Ну, в конце концов, чувак поляну всем накрыл, позволим ему потешиться собственной глупостью.
Поскольку и РФ, и Китай одержимы идеей сделать собственный суверенный биткоин с блекджеком и шлюхами, возможно, какой-то эксперимент в этом отношении будет проведен. Сомневаюсь, чтобы в обозримом будущем, поскольку все глобальные цифровые госпроекты в РФ — это распил миллиардов годами без создания хоть как-то функционирующих систем. А ежели КНР сделает цифровой юань самостоятельно, то это будет цифровой юань, а не бриксань или рубрикс или еще какой антидолларовый дирхем.
Но даже если что-то более или менее работоспособное цифровое сделают, то о том, чтобы оно «потеснило доллар», речи быть не может в силу вышеприведенных причин. Нет, ежели кураторы попросят, то какой-нибудь шарлатан Некрасов выпустит доклад о великих перспективах единой валюты БРИКС, но под такой херней уже даже Алексашенко с Иноземцевым вряд ли подпишутся.
А вот Трамп подписался. И заодно расписался в том, что нихрена не понимает в устройстве мировых денег, т.е. не соответствует своему позиционированию великого бизнес-гения, который сосредоточен на экономике и может ее средствами какого-нибудь грейт-эгейна достичь.
Теперь по пункту «б» о великом переговорщике, способном жестко выдавить… и т. д.
Вот две стороны готовятся к тяжелому взаимободанию. И одна из сторон говорит, что у нее есть сверхспособность: щелкнем пальцами, и у тебя штаны упадут. А вторая сторона вместо чтоб поржать от души, со всем яростным серьезом отвечает: только попробуйте, вот только вы пальцы в позицию для щелчка поставите, я сразу вас ремнем отхлещу с ужасным свистом. Что будет делать первая сторона? Ну, конечно же, постоянно угрожать этим щелчком пальцами. Ей ничего не стоит, а если вторая сторона все-таки решится выдернуть ремень из штанов, то они как раз и упадут.
Трамп показал Путину, что фейковая бессмысленная суета вокруг валюты БРИКС принята им всерьез, что он считает несуществующую угрозу доллару от такой валюты реальной, что он ее, в конечном счете, боится. Он усилил переговорные позиции контрагента, причем усилил за счет пункта, который в реальности никакой силы контрагенту добавить не может. Просто задаром поставил себя самого на более слабое место. Ну, великий переговорщик, таких великих переговорщиков даже кремлевская гэбня употребляет в виде аперитива, а уж Китай — тот вообще не замечает, ежели переговорщики такого уровня думают, что с ним переговариваются.
Есть к тому же и пункт «в» в дополнение. Трамп же у нас, в соответствии с придуманным его странными доброжелателями образом, даже ежели и ебанут слегонца, то у него ж команда советников сильнеших, так что он может нести что угодно, но в реальности система экспертов все вывезет в нужную победительную сторону.
Ну, и где? Либо эксперты-помощники-команда — такого же точно уровня идиоты. Либо они никак не влияют на идиотские действия своего лидера. В обоих случаях что сделано, то сделано: Трамп на ровном месте макнул грейтэгейную америку в совсем не грейт субстанцию. А это ведь этот мудак даже еще не действующий и реально принимающий решения президент.
</iТрамп, значится, грозно пригрозил, что ежели БРИКСы создадут свою валюту, то он их страшно накажет отлучением от всего долларового мира. Иной раз испытываешь чувство глубокого удовлетворения, когда человек, которого ты считаешь дебилом, ярко подтверждает твою оценку.
В данном же конкретном случае приятно вдвойне: не только подтверждает мое представление о нем как о конченом идиоте, но и опровергает существенную часть собственного позиционирования, выдуманного ему на ровном месте пересічними болельщиками.
Данный же случай подтверждает два пункта из моих наблюдений: 1) тибетская медицина слаба в лечении психических расстройств; 2) а если она в чём-то и могла помочь, то это было до переименования Лхасы в Ст. Петербург.
Всеволод Орлов
Трамп, значится, грозно пригрозил, что ежели БРИКСы создадут свою валюту, то он их страшно накажет отлучением от всего долларового мира. Иной раз испытываешь чувство глубокого удовлетворения, когда человек, которого ты считаешь дебилом, ярко подтверждает твою оценку.
В данном же конкретном случае приятно вдвойне: не только подтверждает мое представление о нем как о конченом идиоте, но и опровергает существенную часть собственного позиционирования, выдуманного ему на ровном месте пересічними болельщиками. В частности, что оный Трамп а) великий бизнесмен (т.е. сечет в экономике крутейшим образом); б) в силу первого — замечательный переговорщик, который идеально умеет выдавить из контрагентов своё.
Читать дальше в блоге.