Практически нет сомнений, что Алеппо взят боевиками ХТШ, в город приехал лидер группировки Джулани. Операция «Алеппо за три дня» завершилась разгромом правительственных сил.
Удивительно, но какие-то партизаны умеют в современную войну гораздо лучше первой армии мира. Им даже не потребовались аналогов не имеющие ракеты и новые физические принципы. Обошлись старой доброй военной наукой: концентрация и маневр.
Как ни странно, это работает, если, конечно, уметь.
**************************************************
Вполне очевидная катастрофа в Сирии, на которую даже неясно, как отвечать, ставит под большое сомнение способность Кремля проводить свою империалистическую колониальную политику. В 21 веке строительство очередного тысячелетнего рейха выглядит дичью и анахронизмом, а если при этом нещадно грабить и разрушать свою собственную территорию — то подобные мероприятия вызывают лишь вопросы к психическому состоянию нового императора вселенной.
Еще в прошлом веке стало понятно, что распространение влияния и интересов возможно только как процесс распространения смыслов. Если они у тебя есть, и если они выглядят привлекательными, у тебя появляется шанс на продвижение своих проектов. Если нет — то что-либо можно делать только через насилие. Которое рано или поздно, но обнаруживает свою конечность.
При этом, конечно, проекция силы в качестве продвижения смыслов и проектов остается в числе инструментов, но если кроме насилия, окружающему пространству не предлагается ничего, итог очевиден и предсказуем.
Проблема российского криминального режима известна: он не способен сформулировать будущее, а потому ищет ответы в прошлом, причем придуманном прошлом, которое он нещадно фальсифицирует. Кстати, к слову: точно таким же ущербным выглядит и современный украинский национализм, приведший свою страну к катастрофе. Он без конца мусолит выдуманное прошлое, в котором нет никакого будущего его страны. В этом смысле сегодня в бесперспективном конфликте столкнулись два выморочных зомби-проекта уничтожения своих собственных стран. Неважно, кто победит, они проиграли еще до столкновения.
В Сирию Кремль точно так же не смог принести ничего. Да ему и нечего нести, он своей собственной стране не может ничего предложить, кроме того же самого безбрежного насилия власти. Поэтому обрушение обстановки в Сирии (вопрос лишь в том, насколько оно будет масштабным) ни малейшего удивления не вызывает. Противники Кремля хладнокровно дождались, пока он надорвется в своих империалистических экспериментах, и теперь берут, что он уже не в состоянии удержать.
********************************************
Потребовалось буквально несколько новостных поводов, и про мега-вундер-ваффе «Орешник» практически забыли. Ну, да. Было такое. И только.
Вообще, хронической проблемой Кремля было и остается предъявление малозначительных локальных событий, на чем он хочет получить системный дивиденд. И понятно, что такие странные попытки всегда встречаются с недоумением и очевидной холодностью со стороны тех, кому адресуется это предъявление.
Сейчас активно ведется работа по закрытию российско-украинского конфликта, который стал не то чтобы опасным, но отвлекающим фактором перед гораздо более серьезными процессами, которые предстоят крупнейшим державам и субъектам. Мир вплотную подходит к точке выбора, от которой может начаться движение к новому мировому порядку. Или по крайней мере его контурам.
Ранее шла жесткая борьба выбора между разными проектами этого порядка, но проект так называемой «новой нормальности» в значительной степени если не провалился, то продемонстрировал свои критические неустранимые проблемы, главная из которых — неготовность к реализации этой «нормальности». У проектировщиков нет необходимого инструментария, а механизмы продвижения этого проекта оказались неадекватными существующей сложности мира.
Раз так — то теперь пришло время для второго проекта, и совершенно не просто так Трампу удалось совершенно разгромным образом победить на последних американских выборах. У него теперь есть четыре года, чтобы не просто предъявить, а внедрить свой проект, ключевым параметром которого становится всё то же биполярное устройство мира, но существенно более сложное, чем во времена блокового противостояния СССР-США.
Однако без создания фундаментальной договоренности США с Китаем вся эта конструкция не имеет смысла. Чем Трамп и намерен заняться, особенно если взглянуть на структуру подбираемой им команды. Второстепенные участки отдаются помощникам с безграничными полномочиями и единственной задачей — удержания этих участков в стороне от внимания самого Трампа. Ну, а он будет заниматься главной задачей. Хочешь сделать хорошо — сделай это сам.
Логично, что для этого требуется задвинуть в сторону или минимизировать отвлекающие эффекты существующих противоречий и конфликтов. Российско-украинский конфликт в их числе. И понятно, что никто не намерен договариваться ни с Зеленским, ни с Путиным, их будут ставить перед фактом, а если потребуется — и принуждать.
Отсюда и нервный тик в Кремле, который полагает, что его мнение кто-то должен не просто учесть, но и положить в основу, но это прямо противоречит всей концепции предельного упрощения общей обстановки, так как учет каких-то побочных по отношению к главной задаче интересов лишь усложнит общую картину, которая и без того перегружена рисками.
При этом противники Трампа и его проекта не хуже него понимают, что избыточная перегрузка дополнительными факторами ставит под удар и угрожает возможности реализации задуманного, поэтому фактически Кремль с его истеричными криками и демонстрацией ядерной дубины играет на стороне тех самых глобалистов, которые пытаются противостоять Трампу или по крайней мере создать для него максимально непреодолимые трудности.
Здесь и возникает проблема, с которой кремлевские ничего сделать не могут. Они пытаются остаться в игре, предъявляя не результат, а инструмент. Сама по себе СВО могла бы стать таким результатом, и наверняка, если бы Путину удался бы его блицкриг «Киев за три дня», его были бы вынуждены приглашать за стол переговоров, так как результат — это то, с чем сложно не соглашаться. Но так как результата нет и уже точно не будет, остается лишь показывать никому не интересные «Орешники», которые не говорят ни о чем.
Вот Турция, к примеру, показала, что при всех своих проблемах она — региональный игрок и без нее никакие расклады на Ближнем Востоке невозможны. Турки продемонстрировали это в Карабахе в ходе короткой и результативной войны, теперь они демонстрируют это короткой, но результативной операцией в Сирии. Они демонстрируют это огромным влиянием в Закавказье, где турецкий бизнес фактически стал основой грузинской и азербайджанской экономики. А в перспективе, как ни парадоксально — возможно, и армянской. В политике важен результат, который можно увидеть и измерить. А не рассказы о том, что он когда-то будет достигнут.
У Кремля не очень хорошо получается рассказывать, а предъявить — так тем более ему нечего. То же, что можно предъявить, лучше вообще никому не показывать.
Поэтому тема с «Орешником» более чем предсказуемо сдулась, а безграмотные разглагольствования главнокомандующего о его фантастических параметрах, не выдерживающие никакой критики школьника 8 класса, могут вызвать лишь скептическое отношение к этому неведомому чудо-оружию, которое само по себе не имеет ни малейшей ценности.
*****************************************************
В Сирии боевики ХТШ на волне успешного захвата Алеппо (что прямо признали правительственные источники, назвав отступление военных «плановой подготовкой к контрнаступлению») выдвигаются в направлении крупного города Хама — центра одноименной провинции. Падение Хамы может разрезать территорию под контролем Асада и отделить северную провинцию Латакию от Дамаска.
Стоит отметить, что Асаду так и не удалось создать сколь-либо дееспособной государственной вертикали, и фактически территории под формальным его контролем — это вотчины местных бандитов и мафиози, которые буквально собирают с этих территорий дань, а то, что носит название «сирийская армия», во многом — просто силовые структуры этих мафиозных конгломератов, подчиненные в первую очередь им. Небезывестные «Силы Тигра» под командованием Сухейля — это чистой воды ЧВК биг босса мафии из Хамы Талая Дакакки. В складывающихся обстоятельствах не исключено, что эти мафиозные структуры могут в любой момент объявить о присоединении к революции и развернуться против Дамаска.
Территории под контролем оккупационных сил Ирана и его террористических группировок точно так же ведут себя по отношению к местному населению, беспощадно собирая с него дань и грабя его. Алеппо, кстати, как раз и был отдан иранским террористам, и совершенно неудивительно, что ни малейшего интереса к его защите у местного населения не возникло — никаких территориальных структур обороны из местных жителей в городе попросту нет (кстати, довольно существенная разница с событиями в Киеве и Харькове в начале СВО, где именно территориальная оборона сумела организовать сопротивление в первые, самые сложные дни, когда ВСУ, как таковых, на местах прорывов попросту не было. Мотивация — великая вещь)
Косвенно о резко возросших рисках потери Хамы может служить спешное перебазирование российских военных с базы в Сукайлабии (провинция Хама) в Хмеймим.
Боевики уже объявили о полном контроле над провинцией Идлиб.
**************************************************
Турция предсказуемо отморозилась от событий в Сирии. Мы тут ни при чём — сказал турецкий МИД.
Любопытно, когда российский президент, хихикая, рассказывал про военторг и про то, что «нас там нет», догадывался ли, что ему будут возвращать обратно его же идею?
Турки, отказавшись признавать свое авторство и участие в сирийском обострении, ясно дают понять, что обсуждать происходящее и тем более что-либо обещать не будут. Это ваши проблемы, как вы будете спасать Асада. К нам можете не обращаться.
**************************************************
«Милитарист: Министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи завтра незапланированно прибудет в Турцию для обсуждения ситуации в Сирии»
Иранцы реагируют на происходящее существенно быстрее российских коллег (https://t.me/infantmilitario/142605). Кремль еще только соображает, что вообще происходит, когда иранцы оценили происходящее как свое поражение и едут обсуждать новые расклады с победителем.
В подобных историях скорость реакции значит многое — проиграть не стыдно. Стыдно быть дураком и не зафиксировать убыток, пока он еще не слишком велик.
Но здесь как раз всё точно «по плану». Российская система управления чудовищно ригидна и не способна к быстрому принятию решений. Довеском к этой традиционной проблеме добавляется и организация современного российского управления, в котором инициатива нижестоящих исключена как явление. Никто не то что не хочет, а даже подумать не может взять на себя личную ответственность за неприятное решение, переадресуя его на верхние этажи, которые тоже не горят желанием что-либо решать, отфуболивая проблемы дальше и выше. И, естественно, на каждом уровне любая информация обрастает дополнениями, которые сводятся в первую очередь к обоснованиям, почему подчиненные не виноваты.
В итоге, когда проблема доползает до самого-самого верха, она становится перегруженной дополнительными бесполезными подробностями-оправданиями, а высшему руководству самому нужно время и хоть какой-то интеллект, чтобы разобраться и осознать. И затем по той же самой лестнице, но уже вниз, спускается высочайшая воля с тем же самым набором условий — каждый нижестоящий перепинывает решение вниз, заинтересованный только в том, чтобы он лично никак не фигурировал в процессе реализации. Во избежание навешивания на него всех собак.
Увы, но Византия в ее кривом российском исполнении выглядит весьма непривлекательно, а главное — невероятно неэффективно.
Поэтому пока иранцы уже фиксируют убытки, по Алеппо начинают бомбить российские самолеты. Значит, через неделю-другую наши осознают, что боевики давно ушли дальше на юг.
**************************************************
В комментариях в чате меня спросили, есть ли перспектива у грузинских протестов?
Я думаю, что в том формате, в котором они сегодня идут, никакой внятной перспективы у них нет. Во-первых (и во-вторых — в-третьих), у них нет главного — организующей силы. Сетевые протесты хороши, когда требуется продемонстрировать какую-то позицию, но для получения результата (и тем более его закрепления) без структуры, организующей протест и упорядочивающей получение результата, их недостаточно. Иерархическому управлению очень трудно справиться с сетевыми движениями, но в свою очередь сетевые структуры неспособны победить и заменить собой иерархию.
Тем не менее, шанс есть всегда, особенно, если ему помогут со стороны. Напомню, что киевский майдан на первом этапе выдохся и разошелся, но тут вдруг последовало «звырячче побыття дитей» («зверское избиение детей») и сразу же после этого в Киев прибыли практически в полном составе украинские националисты-радикалы. Их было немного, но они стали тем кристаллизирующим моментом, вокруг которого очень быстро из маргиналов и городской босоты были сформированы отряды, резко ожесточившие сюжет через прямые столкновения с милицией, а городская интеллигенция и разный «креативный класс» обеспечили массовость. Далее был вопрос техники, как запугать Януковича, который падал в обморок от брошенного яйца.
В Египте точно так же протест на Тахрире выгорел и люди фактически перестали выходить на площадь, всё шло к сворачиванию мероприятия, но абсолютно вне какой-либо логики Мубарак подал в отставку. Что стало целой канистрой керосина, которую плеснули в потухший было костер.
В этом смысле в Грузии у оппозиции сегодня нет ни единого шанса, но он может появиться, если в события будет внесен какой-либо отсутствующий сегодня фактор. Им может быть что угодно, ключевая особенность такого фактора — структурность. Которая может индуцировать себя в зыбучий песок протеста и собрать вокруг себя имеющийся протестный ресурс и потенциал. Тогда — всё может быть.
Таким фактором может стать какой-либо системный игрок — скажем, региональный руководитель, обладающий своей собственной организационной структурой. Министр или крупный промышленник-олигарх. Это может быть, как на Украине, какое-либо структурное радикальное молодежное движение, но с обязательной поддержкой среди власти. Может, что-то еще, не знаю. Я не силен в грузинских раскладах, поэтому могу лишь сказать, как это может выглядеть. Но не что.
Без такого внезапного системного фактора протест скоро выгорит, на чем всё и закончится.
**************************************************
В Грузии появился новый фактор, который может изменить характер противостояния. Президент Грузии заявила, что не сложит с себя полномочия, несмотря на истечение их срока, так как считает парламент нелегитимным. Пока это лишь заявка, но при известном стечении обстоятельств президент Грузии (хотя и является относительно декоративной фигурой) может стать точкой структуризации протестов и главное — собрать вокруг себя прозападную часть правящей в Грузии элиты, у которой сегодня не так уж и много возможностей для консолидации.
Напомню, что всегда революции делало меньшинство, но активное и деятельное. В этом смысле апелляции к воле народа, отдавшего голоса за правящую сегодня в Грузии партию, может оказаться лишенной смысла.
*************************************************
Начинают приходить сообщения, что сирийская армия буквально бежит из миллионной Хамы, а первые отряды боевиков уже входят на ее окраины.
Все это сильно напоминает июнь 2014 года, когда ИГИЛ силами всего лишь 800 человек под командованием бывшего капитана армии Саддама Хусейна аль-Билави (погибшего при атаке Мосула) захватил двухмиллионный Мосул при деятельной поддержке подполья внутри города, а затем, стремительно обрастая присоединяющимися к его отрядам местным суннитским ополчением, пошел на Багдад и имел все шансы сходу его взять на фоне полностью деморализованной и разваливающейся иракской армии, но ситуацию спасла «золотая дивизия» и спешно переброшенные в Багдад иранские военизированные группировки КСИР и Басидж, которые с трудом, но остановили в нескольких десятках километров волны наступающих.
ИГИЛ тогда не сумел справиться с организацией стремительно разбухающей по численности своей структурой, у него банально не хватило командиров на такое огромное количество добровольцев, а потому к Багдаду подошла просто очень большая вооруженная толпа. Будь она минимально организована, шансов у правительства просто не было.
Сейчас, судя по всему происходит нечто подобное. К ХТШ начинают массово присоединяться местные шейхи со своими небольшими отрядами, а правительственные силы и чиновники просто бегут на фоне массовых жестоких расправ и расстрелов, которые идут сейчас нон-стопом среди захваченных в плен представителей режима Асада.
***************************************************
В Дамаске, похоже, тоже что-то происходит. Идут сообщения о перестрелках уже между правительственными силами, что может означать попытку смещения Асада и переворот. В принципе, не самый фантастический сюжет на фоне происходящих событий.
************************************************
Довольно серьезный признак начавшегося раскола в грузинской власти. Начинают подавать в отставку послы и даже замминистра иностранных дел.
По всей видимости, может возникнуть ситуация, близкая к двоевластию, где оппозиция начнет структурироваться вокруг пошедшей ва-банк президента. Вопрос в том, чью сторону примут силовые структуры (либо откажутся выполнять любые распоряжения, что в такой обстановке почти равнозначно).
Тем не менее, пока структурность протеста остается невысокой. Но с тенденцией возможной самоорганизации.
Анатолий Несмиян (30 ноября)
Практически нет сомнений, что Алеппо взят боевиками ХТШ, в город приехал лидер группировки Джулани. Операция «Алеппо за три дня» завершилась разгромом правительственных сил.
Удивительно, но какие-то партизаны умеют в современную войну гораздо лучше первой армии мира. Им даже не потребовались аналогов не имеющие ракеты и новые физические принципы. Обошлись старой доброй военной наукой: концентрация и маневр.
Как ни странно, это работает, если, конечно, уметь.
Читать дальше в блоге.