Музыкальный обозреватель Эсфирь Штейнбок рассказывает о новой постановке оперы «Русалка» Антонина Дворжака в неаполитанском театре «Сан-Карло»
Старейший из оперных домов Европы неаполитанский театр «Сан-Карло» открыл сезон новой версией «Русалки» Антонина Дворжака в постановке режиссера Дмитрия Чернякова и дирижера Дана Эттингера. Это одно из тех событий, когда за один вечер разыгрываются сразу два спектакля, один — на сцене, другой — в зрительном зале. Зрители восхищенно шептались, глядя на этот парад смокингов и мехов. Знали бы они, что лишь за пару дней до премьеры их возможность собраться в театре была под вопросом, т.к. Чернякову понадобилась для постановки слишком сложная система движущихся кулис и падуг.
Волшебная история про русалку, решившую познать земные страсти, на сцене «Сан-Карло» превращена в современную историю о спортсменке, вместе с другими девушками занимающейся синхронным плаванием. В сказке про русалок это значило стать реальным человеком, а в этом спектакле — бросить постылый спорт и соединиться с молодым Принцем (тенор Адам Смит). Он богат и разъезжает на красном «Феррари», под колесами которого и оказывается наша Русалка (здесь помогают динамичные анимационные кадры).
Благодаря этой аварии пловчиха переселяется в дом Принца, несмотря на предостережения всезнающей Ежибабы (меццо-сопрано Анита Рачвелишвили). Придворные Принца превращены Черняковым в родителей пловчихи (Петер Хоархе и Мария Рикардо Весселинг), а сама она, одетая в карнавальный костюм, становится на костюмированном вечере Русалкой. Асмик Григорян предстает в спектакле в отличной вокальной форме и в расцвете своего актерского таланта. Но и драматизма этой роли не занимать: разочарование мифологической русалки не более горько, чем разочарование спортсменки, обреченной вернуться в команду, к тренеру, в тот мир, где Ежибаба оказывается всегда права.
Британскому тенору Адаму Смиту было очень не просто «вытянуть» вокальную партию Принца, так что на собственную драматическую роль — в конце концов он бессмысленно погибает — у него оставалось уже не так много сил. Маэстро Дан Эттингер предстал в спектакле внимательным и тонким интерпретатором музыки Дворжака и ответственным партнером свободного в своих фантазиях режиссера. К драматической же судьбе пловчихи-Русалки, можно сказать, что обреченный бунт одиночки — вообще одна из сквозных тем Дмитрия Чернякова.
Источник: газета «Коммерсантъ» № 220 (7910), Эсфирь Штейнбок.
«Волшебная история про русалку, решившую познать земные страсти, на сцене «Сан-Карло» превращена в современную историю о спортсменке, вместе с другими девушками занимающейся синхронным плаванием. В сказке про русалок это значило стать реальным человеком, а в этом спектакле — бросить постылый спорт и соединиться с молодым Принцем…»