Ирина Шостакович и Артем Варгафтик еще раз разоблачают т. наз. «Свидетельство» Соломона Волкова

Loading

Ирина Шостакович и Артем Варгафтик еще раз разоблачают т. наз. «Свидетельство» Соломона Волкова 

Музыковед Артем Варгафтик ко дню 118-летия со дня рождения великого композитора Дмитрия Шостаковича (25 сентября 2024 года) напечатал в свежем номере журнала «Музыкальная жизнь» текст о книге Testimony («Свидетельство») Соломона Волкова. В этом тексте Артем Варгафтик, в частности, пишет: «В августе 2000 года Ирина Антоновна [Шостакович, вдова Дмитрия Шостаковича]  написала в газету «Московские новости» открытое письмо, которое потом было опубликовано и другими мировыми СМИ, включая «Нью-Йорк Таймс». Там все предельно ясно и честно сказано — и эта правда [ее правда] как была правдой из первых уст, так и остается… В 118-й день рождения Дмитрия Шостаковича с согласия Ирины Антоновны мы приводим ниже фрагмент текста этой публикации».

Ниже мы, вслед за Артемом Варгафтиком, приводим отрывки из этого открытого письма Ирины Шостакович. Текст приводится по журналу «Музыкальная жизнь» № 10 за этот год.

«Волков был сотрудником редакции журнала «Советская музыка», в редколлегии которого состоял Д.Д. Шостакович. По просьбе своего ученика и коллеги Б.И. Тищенко Дмитрий Дмитриевич согласился принять для бесед, предназначенных к публикации в журнале «Советская музыка», малоизвестного ему Соломона Волкова. Таких бесед состоялось три…».

«На вторую встречу Волков прибыл с фотоаппаратом и просил Б.И. Тищенко, а затем меня сделать фотографии на память. На третью встречу он принес готовую фотографию и попросил Дмитрия Дмитриевича надписать ее. Дмитрий Дмитриевич написал обычный текст: «Дорогому Соломону Моисеевичу Волкову на добрую память. 16/XI 74», а затем, словно почувствовав неладное, вернул Волкова и, как вспоминает сам Волков, дописал: «На память о разговорах о Глазунове, Зощенко, Мейерхольде. Д.Ш.»

«Это перечень тех [людей и тем], о которых шла речь на встречах с Волковым. Из этого перечня следует, что разговор велся о музыкальной и литературной жизни довоенного Ленинграда и не более того. Через некоторое время Волков принес Дмитрию Дмитриевичу напечатанную расшифровку бесед и попросил подписать каждую страницу внизу. … Дмитрий Дмитриевич, справедливо полагая, что он непременно увидит материал в корректуре, читать его не стал. Я вошла в кабинет Дмитрия Дмитриевича в тот момент, когда он, стоя у стола, не присаживаясь и не читая, подписывал эти страницы. … Вскоре Дмитрия Дмитриевича не стало, и планы Волкова расширились. О существовании этих записей, со слов самого Волкова, было известно многим. Это грозило осложнить его выезд».

«Вскоре он [Волков] уехал, и больше я его никогда не видела. [А] Прибавления [уже к книге] не заставили себя ждать.  Затем он начал искать издателя, обращаясь за протекцией к влиятельным музыкантам, прикладывая к своим обращениям все ту же фотографию с Шостаковичем».

«Издатель нашелся в США, началась рекламная компания. Отрывки из книги появились в немецком журнале и достигли России, где в то время существовала государственная монополия на продукты интеллектуального труда. ВАПП запросил экспертизу подписи Шостаковича. Американские эксперты подлинность подтвердили. Книга была напечатана. Каждую из глав этой книги предваряла надпись рукой Дмитрия Дмитриевича: «Читал Шостакович». … К сожалению, американские эксперты, не знающие русского языка, не могли (да и задача не стояла) соотнести подпись Шостаковича со смыслом напечатанного на странице текста, не имевшего к книге Волкова никакого отношения. Думаю, что мое предположение верно, тем более, что подобная надпись автора на своем материале для знающего русский язык звучит несколько странно». … Все это вошло в книгу в том виде, как это воспринял и позволил себе изложить от имени Шостаковича Соломон Волков. … Обратный перевод снимает ответственность и сулит [для него] новые возможности».

Источники:  Ирина Шостакович, Артем Варгафтик, журнал  «Музыкальная жизнь» № 10 (1263) 2024,  газета «Московские новости» за август 2000 года.

Один комментарий к “Ирина Шостакович и Артем Варгафтик еще раз разоблачают т. наз. «Свидетельство» Соломона Волкова

  1. «Ниже мы, вслед за Артемом Варгафтиком, приводим отрывки из этого открытого письма Ирины Шостакович. Текст приводится по журналу «Музыкальная жизнь» № 10 за этот год».

Добавить комментарий