Дмитрий Чернышёв (Израиль)

Loading

…про Десять заповедей. И про то, что якобы без религии не было бы нравственности. Я даже не буду говорить, что перепутаны причина и следствие. Это без нравственности не было бы религии. Но давайте поговорим про Десять заповедей. И про то, что с ними не так. Мне иногда кажется, что люди вообще не читают декалог. Или не понимают смысла написанного, утверждая, что религия — основа морали.

Мне не нравятся Десять заповедей. Попробую объяснить, почему. Текст цитирую по Синодальному переводу:

1. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

В суде свидетелей просят поклясться на Библии. Поразительно, что первая заповедь начинается со вранья. Не было никакого египетского рабства. Не было десяти казней египетских. Не было исхода из Египта. Моисей не раздвигал воды Чермного моря. Не было 40 лет скитания по пустыне. Не было манны небесной и т.д. Все эти чудеса были придуманы жрецами нового Бога для поднятия его авторитета.

2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

Забудьте про живопись и скульптуру. Забудьте про фотографию и Миджорни. А вот вам коллективная ответственность — дети отвечают за вину отцов до четвертого поколения. Разве это не отвратительно? И про «творящий милость до тысячи родов» тоже есть вопросы. Моисей жил около 3500 лет назад. Даже если считать, что одно поколение — это всего 20 лет, только 175 поколений получается. Значит Холокост — это «соблюдающим заповеди Мои»?

3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

Наказание за слова. Без комментариев. Спасибо — спаси Бог

4. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его»
Эту заповедь сами христиане решили нарушить. Про создание неба и земли за шесть дней даже писать ничего не буду. Хочу только отметить, что Бог считает рабство нормальным.

5. «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

С уважением к родителям никто спорить не будет, но сама концепция сделки «чтобы продлились дни твои на земле» мне категорически не нравится. Про уважение к детям нет ни слова.

6. «Не убивай».

Тут нет вопросов. Странно только, что сам Моисей, который только что получил заповедь «не убивай», собрал сыновей Левия и сказал им: «так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро своё, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый БРАТА своего, каждый ДРУГА своего, каждый БЛИЖНЕГО своего» (Исх. 32:27). Это было исполнено, и в тот день было убито около трёх тысяч человек. Напомню также, что Моисей по приказу Бога истребил мадианитян — народ своей жены. (Чис. 31). Нет? Никого из любителей морали ничего не смущает?

7. «Не прелюбодействуй».

Допустим. Добавлю только, что во времена Моисея мужчина мог иметь нескольких жен, рабынь и наложниц.

8. «Не кради».

Нет вопросов.

9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Нет вопросов. Странно только, что сами Десять заповедей начинаются с ложного свидетельства.

10. «Не желай до́ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего».

Опять рабство считается нормой. А жена является собственностью мужа и находится между недвижимостью и домашним скотом.

p.s.
Подводим итог. Первые четыре заповеди мимо. По остальным есть серьезные вопросы. И нет ничего про свободу, равенство, братство, творчество, знание, веротерпимость, гуманизм… А имущественные вопросы решали все цивилизации задолго до Моисея — шумеры, вавилоняне, китайцы, аккадцы и т. д. Кстати, евреи взяли у последних и всю свою мифологию.

3 комментария для “Дмитрий Чернышёв (Израиль)

  1. Частично в ответ на постинг г-на Тартаковского в Гостевой — 2024-11-10 20:56:19(75), но больше в продолжение важной темы поясню, почему я считаю такие публикации как эта безнравственными даже не в религиозном, а в интеллектуальном смысле на площадке публичного дискурса. Я предполагаю, что в нем участвуют образованные и думающие люди, понятно, с разными мнениями.

    Вот пример к вопросу о происхождении религии из нравственности. Недавно прочитал о племени(не помню его имени), которое убивает и поедает людей ради пропитания. Они не понимают белых людей, убивающих не ради пропитания и оставляющих трупы гнить. Для них это не нравственное осуждение белых, а просто отрицание бессмысленных с их точки зрения действий, выглядящих к тому же опасными, как лишающие возможного и необходимого пропитания! Скачок от утилитарного отношения к убийству человека к нравственному отношению к убийству не может произойти по «причинно-следственной»цепочке.

    Необходимо откровение (какое — другой вопрос) о человеке, как, например, о его подобии трансцендентному Бога с выводом «Не убий», притом, что убийство остается эмпирически распространенным причинно-следственным фактом для историков. Цепочка естественных причин и следствий должна взорваться. Как это происходит – следующий вопрос. Среди прочего он ведет к противоречивым интерпретациям истории, в том числе религии и нравственности. Это не значит, что интеллектуально ответственный человек должен принять религиозное решение проблемы. Но он должен видеть проблему разрыва причинно-следственных связей в данном (как и многих других) случае. Физиков этим вопросом сегодня не удивишь, но для иных «знатоков» религии и этики вопрос остается вне их разумения. Вместе с тем, в антропологии он известен и ведет вновь и вновь к сталкивающимся теориям происхождения нравственности и религии. (Это замечание в адрес МСТ – ссылки на инстинкты только обостряют, а не решают вопрос, будучи обычно тавтологичекими)

    Не обязательно быть религиозным, но интеллектуально безнравственно следовать максиме: «Этого не может быть, потому что этого не может быть». Повторю: Есть вопросы, залихватское обсуждение которых безнравственно, даже не по религиозным соображениям.

  2. Виктор (Бруклайн)
    — 2024-11-10 17:15:43(56)

    Дмитрий Чернышёв (Израиль)

    …про Десять заповедей. И про то, что якобы без религии не было бы нравственности. Я даже не буду говорить, что перепутаны причина и следствие. Это без нравственности не было бы религии.
    =======================
    Сие означает или что нравственность укоренена в биологии (природе), или изобретена кем-то до изобретения религии. Типичное закрытие проблемы невежественным использованием идеологических штампов. Все остальное в тексте следует из этого штампа.

    Каждый имеет право рассуждать о чем угодно, в том числе о том, что он не удосужился изучить и продумать мнения тех, кто был до него , кто вокруг него и имеет иное мнение.

    Я удивлен публикацией уважаемого Виктора (Б) такого примитивного текста с избитыми невеждами аргументами. Также меня удивляет, как люди, претендующие на глубокомыслие, позволяют себе рассуждать, не удосуживаясь рассмотреть контр-аргументы из истории вопроса. как будто они первые, кто осознали проблему и решили просветить читателя. Есть вопросы, залихватское обсуждение которых безнравственно, даже не по религиозным соображениям.

  3. Дмитрий Чернышёв (Израиль)

    …про Десять заповедей. И про то, что якобы без религии не было бы нравственности. Я даже не буду говорить, что перепутаны причина и следствие. Это без нравственности не было бы религии. Но давайте поговорим про Десять заповедей. И про то, что с ними не так. Мне иногда кажется, что люди вообще не читают декалог. Или не понимают смысла написанного, утверждая, что религия — основа морали.

    Мне не нравятся Десять заповедей. Попробую объяснить, почему. Текст цитирую по Синодальному переводу:

    Читать дальше в блоге.

Добавить комментарий