Искусствовед Надежда Ивленко рассказывает о выставке «Передвижники» в Третьяковской галерее
Третьяковская галерея показывает свой главный блокбастер года — выставку «Передвижники». Это первое выставочное событие в новом корпусе галереи на Кадашевской набережной. На просторах третьего этажа нового здания оказалась реализована незатейливая сценография «радости узнавания»: «Грачи прилетели» Саврасова, «Рожь» Шишкина, «Над вечным покоем» Левитана, «Незнакомка» Крамского — и еще с полторы сотни картин, большинство из самой Третьяковской галереи, но есть из Русского, и из других музеев.
Сначала зрителю показывают «конспект» той первой выставки Товарищества передвижников 1871 года. Далее экспозиция все чаще сбивается к старому формату тематических разделов: дети, пейзаж, жанровые сцены… Раздел «Между реальностью и метафизикой» явно замышлен как центральный.
Куратор выставки Татьяна Юденкова особый упор делает на близкую ей проблематику. Мол, передвижничество — это не сплошной нигилизм и не антиклерикализм. Этих художников живо интересовала евангельская тематика. И вот сейчас здесь показывают в одном разделе и евангельские сюжеты, и «Не ждали» Репина, и Неутешное горе» Крамского, и его же «Незнакомку».
Таким образом мы имеем яркую и пеструю презентацию, становящуюся несколько сумбурной к концу. Завершается выставка несколькими закатами Куинджи, в которых предлагается увидеть предвестие авангарда.
К чести создателей выставки, при помощи в том числе мультимедийной дидактики, вполне дельно изложена также целая россыпь сюжетов с отсылками к общественно-политическому и экономическому климату того времени. Словом, огромная и живая история, всерьез увлекательная — в отличие от чинной выставочной «иллюстрации» к ней.
Источник: газета «Коммерсантъ» № 205 (7895), Надежда Ивленко.
«Куратор выставки Татьяна Юденкова особый упор делает на близкую ей проблематику. Мол, передвижничество — это не сплошной нигилизм и не антиклерикализм. Этих художников живо интересовала евангельская тематика. И вот сейчас здесь показывают в одном разделе и евангельские сюжеты, и «Не ждали» Репина, и Неутешное горе» Крамского, и его же «Незнакомку».