***
Жизнь не знает, что проходит,
Что уйдет и не вернется –
Обольщает, колобродит,
Обещает, льется, бьется…
Ну а я-то, я-то знаю,
Что уйдет и хлопнет дверью –
Но обманываюсь, таю
И – представьте! – верю, верю…
1989
Наука, культура, словесность — всё, что интересно интеллигентному человеку
***
Жизнь не знает, что проходит,
Что уйдет и не вернется –
Обольщает, колобродит,
Обещает, льется, бьется…
Ну а я-то, я-то знаю,
Что уйдет и хлопнет дверью –
Но обманываюсь, таю
И – представьте! – верю, верю…
1989
Обсуждение закрыто.
Написано года четыре назад, когда мне мозги парили всякими школярскими благоглупостями о хорошей и плохой рифме.
Глагольная рифма
1
Глагольной рифме быть или не быть?
Её ленивый только не пинает.
Её хотят декретом запретить
и на столбе позорном распинают
за то, что, мол, проста и не даёт
игрою в бисер рифмы насладиться,
за то, что, мол, грохочет – не поёт
и на ладонь гурманам не садится.
Попробуй спорить – скажут: «Не перечь!
Ведь мы хотим тебя предостеречь
и оберечь, чтоб ты не заблуждался».
Спасибо вам. Я слушал и старался,
из кожи лез и запрудить пытался
ручей глагола, что стремится течь.
2
Ручей глагола, что стремится течь,
запруды рвёт, заходится, клокочет.
Струится речь, её не устеречь –
лепечет, заливается, хлопочет,
и у неё глагола не отнять,
не запретить стоять, где он захочет.
А он с другим глаголом рифмовать
себя стремится и орлом клекочет.
В силок строки попробуй-ка завлечь,
заставь его затихнуть и залечь,
застенчиво меж прочих слов забиться –
чем станешь ты сердца людские жечь,
как позовёшь от горестей забыться,
научишь из ковша небес напиться?
Я согласна, но НЕТОЧНЫЕ глагольные рифмы, да еще когда их много, на мой взгляд, снижают уровень стихотворения (очень часто они выдают беспомощность автора), мне трудно тогда воспринимать в стихотворении и все остальное. В Ваших же стихах рифмы отличные, да и вообще понятно, почему стихи написаны именно таким образом. Они «работают» тут лучше каких бы то ни было других. Повторюсь: каждое стихотворение — это частный случай. Ваш — бесспорный: отличные стихи отлично выполненные. А ТОЧНЫЕ глагольные рифмы — чрезвычайно люблю и широко ими пользуюсь.
Неточные рифмы вообще не люблю, а в частности — иногда использую. Я, собственно, даже не к анализу рифмовки, а к тому, о чём тогда говорил непрошеным менторам: нет рифмы хорошей и плохой, есть рифма живая или полуживая, на месте или не на месте. Как только интерес к рифмовке поднимается до определённого уровня, начинается зона риска, когда стихи заставляют жить ради рифмы. Чуть передозируй интересную рифму в стише — начнёт оттягивать внимание на себя.А точная рифма скромна и звучит чисто.
Да, да, да! В одном моем стихотворении есть об этом: «Смысл пожирают голодные рифмы-пираньи».
Замечательно, Лорина! И ведь что получается — из всех рифм только «дверью» — не глагольная, а все равно славно. Есть все же исключения из правил. А поэзия и должна быть исключением.
Думаю, что в стихах каждый случай — частный и общего правила нет. Я и сама очень болезненно отношусь к рифмовке (тем более к глагольным рифмам), но тут все стихотворение вообще построено на глаголах(они и внутри рифмуются), и даже «дверь» тут была бы нежелательна, если бы не была частью глагола «хлопнуть дверью». Понимаю все это и формулирую задним числом (двадцать лет спустя),а когда писала — ни о чем не думала, как с горки летела.