«Хорошие русские» всеми силами пытаются найти для империи хоть какое-то приличное лицо. Это мне напоминает давнюю борьбу за «социализм с человеческим лицом».
Вот Тамара Эйдельман достаёт из имперского нафталина (уж извините) Солженицына и в своих лекциях объявляет его выдающимся мыслителем, идеи которого обогнали время. Она пишет:
«Но среди странных и явно неприятных вещей я увидела мысли, которые показывали не только глубочайшее понимание ситуации конца ХХ века, но ещё и предсказание многих сегодняшних проблем. Я увидела удивительные прозрения».
Ради «отмывания образа» имперского идеолога Солженицына Эйдельман пытается даже оправдать задушевные встречи с путиным, говоря, что не всё так однозначно и что на самом деле «кагэбэшник приезжал на поклон к зэку». Общий фантом «великой россии», на который они оба молились — остаётся за кадром.
Так в чём же «прозрения» Солженицына? Эйдельман упоминает идею о создании добровольного союза России, Украины и Беларуси, поскольку, мол, для Солженицына «русские и украинцы — это один народ». И если бы россия пошла по пути добровольного и равного союза (в рамках, разумеется, «великой России»), то славянские народы жили бы сейчас в едином государстве — в мире и согласии.
Добрый дедушка Солженицын ради такой общности даже соглашался на преподавание украинского языка и отказ от вековой насильственной русификации Украины. А если бы ещё и часть независимого Казахстана отошла к «великой россии», то мир бы процветал, а счастью имперца-Солженицына не было предела.
Эйдельман называет эти людоедские имперские мечты всего лишь «странными вещами», совершенно не понимая природы имперской идеологии, основанной на насилии и подчинении.
Концепция «единого народа» отражает полное презрение к украинской идентичности и национальной самобытности, — а это и есть база для имперского насилия. Отрицая эту идентичность (национальную субъектность украинцев) не стоит заикаться о «добровольности» союза. Это просто обман.
Наивная идея, что можно было сохранить Украину в привязке к историческому российскому центру (как-никак «один народ») при условии какой-то «добровольности» союза и отказа от русификации, — говорит о том, что «мыслитель» Солженицын (как и историк Эйдельман) не имеют никакого представления о природе имперской идеологии, которая сложилась исторически и не могла вдруг превратиться в реальность «добровольного союза».
Отчаяние от осознания этого факта (на грани истерики) хорошо видно по классическому стихотворению Бродского «На независимость Украины». Спроси имперца: «а зачем вам Украина?» Не ответит. Всегда хочется сказать: вы сначала у себя порядок наведите, а потом тяните потные ручонки.
Фарш невозможно провернуть назад, а разбежавшихся зеков невозможно собрать в тюрьме, завлекая равенством с тюремной администрацией и посулами, что все они «один народ». И что теперь всё будет хорошо на тюремной территории, — только вернитесь назад.
Мысль историка проста, как табуретка: если бы реализовалась модель Солженицына о равном и добровольном союзе россии с Украиной, то и бегства от имперского центра бы не было.
Эйдельман не понимает, что распад насильственной империи с её кровавым и тяжёлым прошлым невозможно заменить идеей добровольного единства — по определению. (Да ещё и облизываясь на часть Казахстана).
Вся эта имперская глупость (хитрожопость) простительна имперцам вроде путина или Солженицына, которые видят смысл национальной жизни (национальную миссию русских) в сохранении «великой россии» под любым предлогом, путём насилия, посулов и обмана (потому что без Украины россия теряет статус великой державы).
К чему приводят идеи «единого народа», мы сегодня видим.
Но для историка Тамары Эйдельман эта имперская «хитрожопость» совершенно непростительна. Не понимать логику бегства от варварского имперского центра может только очень недалёкий человек, ослеплённый идеей «величия» россии.
Но наши имперцы именно такие. Готовы объявить Солженицына «выдающимся» мыслителем, лишь бы приладить к гнилому имперскому трупу хоть одно «человеческое» лицо.
Они до сих пор пытаются сложить из осколков империи слово «россия», но каждый раз получается «жопа».
Источник: Каспаров.ру. Тамара Эйдельман. «Уроки Солженицына».
Александр Хоц. Тамара Эйдельман и «провидец» Солженицын
«Хорошие русские» всеми силами пытаются найти для империи хоть какое-то приличное лицо. Это мне напоминает давнюю борьбу за «социализм с человеческим лицом».
Вот Тамара Эйдельман достаёт из имперского нафталина (уж извините) Солженицына и в своих лекциях объявляет его выдающимся мыслителем, идеи которого обогнали время. Она пишет:
«Но среди странных и явно неприятных вещей я увидела мысли, которые показывали не только глубочайшее понимание ситуации конца ХХ века, но ещё и предсказание многих сегодняшних проблем. Я увидела удивительные прозрения».
Читать дальше в блоге.