Журналист Мария Зачиняева рассказывает о музыкальных произведениях, созданных и исполняемых по романам Федора Достоевского
Юбилей одного из величайших гениев русской литературы 19-го века музыкальный Петербург встретил большим проектом — рок-оперой Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание». Сложная партитура, объединившая не только рок, но и классическую, духовную и народную музыку, джаз, мюзикл и мистерию, прозвучала в Петербурге дважды: в сценической версии в пространстве «Газпром арены» и в концертном виде в Филармонии.
Спектакли по Достоевскому, написанные в оперном и балетном жанре, в музыкально-театральном пространстве города — это «Игрок» Сергея Прокофьева, «Идиот» Моисея Вайнберга в Мариинском театре и «Преступление и наказание» в Александринском (постановка театра балета Бориса Эйфмана).
Не отстают и москвичи. С ноября 2021 года афиша МАМТ им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко пестрит операми современных композиторов: «Кроткая» Алексея Курбатова и «Н.Ф.Б.» (по «Идиоту») Владимира Кобекина.
9 ноября в петербургском зале «Колизей» состоятся гастроли московской антрепризы с рок-оперой «КарамазоВы». Автор музыки и либретто Александр Рагулин. Он же — один из исполнителей роли Дмитрия Карамазова. В своем спектакле Рагулин показывает сплав музыки и минимализма, где основное внимание приковано к Человеку (с большой буквы).
Загадки сознания и души русского человека всегда были в поле внимания Федора Достоевского. «Русский весьма часто смеется там, где надо плакать» («Братья Карамазовы»). Но Достоевский и сейчас ставит перед нами сложные вопросы о силе любви и уважении человека к самому себе.
Источник: газета «Вечерний Санкт-Петербург» № 38 (883), Мария Зачиняева.
«Загадки сознания и души русского человека всегда были в поле внимания Федора Достоевского. «Русский весьма часто смеется там, где надо плакать» («Братья Карамазовы»). Но Достоевский и сейчас ставит перед нами сложные вопросы о силе любви и уважении человека к самому себе».