Аспирант-историк Евгений Морев рассказывает об истории создания Чайковским оперы «Евгений Онегин»
К 1877 году Чайковский был уже известным композитором, автором трех опер и трех симфоний. И в этом же году он задумался о создании новой оперы и находился в поиске литературной основы для нее. Певица Елизавета Лавровская предложила создать оперу на основе романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Чайковский ухватился за эту идею и быстро, с помощью поэта Константина Шиловского, создал сценарий оперы, а затем либретто.
Опера «Евгений Онегин» должна была стать «революционной» оперой, шедшей против шаблонов жанра в сценарии и постановке, так как не отвечала привычным требованиям: насыщенный сюжет с яркими конфликтами и поворотами, действие должно происходить в другую эпоху. Композитор намеренно шел против таких шаблонов, хотя и осознавал вероятность провала. Но он обратился в Московскую консерваторию к своему другу Николаю Рубинштейну, который направил к нему своих студентов и помог с поисками сценической площадки — Малого театра Москвы.
Подготовка велась с сентября 1877 года до 29 марта 1879 года, когда состоялась первая постановка. Сценарий постановки был изменен по отношению к источнику: Онегин и Татьяна в конце постановки решали остаться вместе, что вызвало негативную реакцию. Впоследствии сценарий был приведен к первоисточнику. Отзывы профессиональных критиков на первую постановку оказались смешанными, но среди обычной публики опера стала популярной, а поступившие в продажу фортепианные клавиры отрывков оперы стали бестселлерами. Понравилась опера и императору Александру III, который приказал поставить ее в императорском Мариинском театре.
Премьера в Мариинском театре состоялась 31 октября 1884 года под руководством дирижера Эдуарда Направника. Опера прошла с большим успехом. Стало понятно, что Чайковский пошел не просто против оперных шаблонов, но создал новое, лирическое, направление. «Евгений Онегин» покорил затем и всю Россию, а также началось триумфальное шествие его в других городах и странах, например, в Праге (1888) и Гамбурге (1892). «Евгения Онегина» ставили и ставят по всему миру в самых известных театрах, где роли исполняли Шаляпин, Магомаев, Отс, Хворостовский, Вишневская. Успех оперы обессмертил и самого Чайковского, и во второй раз — пушкинский роман в стихах.
Источник: газета «Петербургский дневник» № 205 (3388), Евгений Морев.
«Опера «Евгений Онегин» должна была стать «революционной» оперой, шедшей против шаблонов жанра в сценарии и постановке, так как не отвечала привычным требованиям: насыщенный сюжет с яркими конфликтами и поворотами, действие должно происходить в другую эпоху. Композитор намеренно шел против таких шаблонов, хотя и осознавал вероятность провала».