Музыкальный обозреватель Илья Овчинников рассказывает о цикле концертов, посвященных 150-летию со дня рождения композитора Арнольда Шёнберга
В московском ДК «Рассвет» идет цикл концертов, посвященных 150-летию со дня рождения композитора Арнольда Шёнберга. В абонементе — пять концертов, из них Шёнбергу полностью посвящены три. Конечно, цикл не мог обойтись без секстета «Просветленная ночь», наиболее часто исполняемого сочинения композитора. В нынешней программе есть также цикл «Лунный Пьеро» и его Серенада.
Сочинения Шёнберга сейчас уже не кажутся такими радикальными, как их считали 100 лет назад, когда на премьерных исполнениях случались даже потасовки. Однако он , его ученики и последователи изменили и расширили понятия о красоте. Сегодня их музыка уже не режет слух и усвоена миром театра, кино и даже мультипликации.
Музыканты оркестра «Околобаха» начинают свою программу с одного из самых красивых его сочинений — с Серенады, в которой много отсылок к вальсу, маршу и менуэту. О цикле «Около Пьеро», который считается одной из важнейший партитур ХХ века, ходят легенды. Одна из причин этому — использование техники «речевого пения» на грани между вокалом и декламацией. Солисткой в «Пьеро» великолепно выступила актриса и певица Алиса Тен.
Цикл из 21 эпизода прозвучал очень цельно, и здесь были особенные удачи, например, «Вальс Шопена», совсем не похожий на вальс Шопена. Прекрасно сыграли также полную лиризма «Ностальгию», почти шубертовское «Возвращение на родину» и финальный «О аромат далеких дней», звучащий одновременно зловеще и обреченно.
Исполнители были так воодушевлены, что дирижер Максим Бетехтин чуть не забыл о последнем номере — недавно найденном Ноктюрне для арфы и струнных. Партию скрипки блестяще исполнил Михаил Фейнман. Показ публике, что Шёнберг может быть и таким, создающим мини-приношение венской классике в целом, стало идеальным завершением программы.
Источник: газета «Коммерсантъ» № 191 (7881), Илья Овчинников.