1) Нет, не потому, что это «Путин начал войну, взяв россиян в заложники». Для меня очевидно, что люди хоть отчасти, но отвечают за страну, в которой живут. И куча россиян сегодня стали бенефициарами войны.
Но, как убедительно показывает Лев Гудков, такие установки характеризуют россиян по отношению абсолютно КО ВСЕМУ, выходящему за рамки узкого круга их семей
(https://www.levada.ru/2024/10/16/boites-li-vy-smerti). Россияне не считают себя ответственными ни за что и ни при каких обстоятельствах.
2) Поэтому конкретно война, в каких бы обстоятельствах Путин ее ни начал, не имеет значения. Когда в начале нулевых Путин точно также отбирал у общества все свободы, почти никто не выходил на площади, протестуя против этого. Ровно в рамках тех же установок: «мы тут ни при чем», «нас это не касается». Хотя тогда режим был относительно свободным.
3) И очевидно, что так же российское общество будет вести себя в других обстоятельствах. Оно не способно бороться за свои права. В этом плане оно не гражданское и демократию создать на данном этапе неспособно. Граждане сопротивляются или настаивают, защищают свои свободы. Мы пример имеем перед глазами в Украине.
4) Это отчасти изучено (хотя недостаточно) и совпадает с традиционными для крестьян установками: когда все интересы и радиус доверия индивида ограничены узким кругом его семьи. Об этом писал Бэнфилд в контексте крестьян Южной Италии и характеризовал этот феномен как «аморальный фамилизм». Российское общество урбанизировано только в 1-2 поколениях и в существенной степени состоит из людей, сохранивших эти крестьянские установки. Работы по Китаю показывают сходную динамику: сам факт, что он географически переезжает в город, не меняет установки бывшего крестьянина, если нет дополнительных факторов.
5) Интересно, что модернизированный городской средний класс, которые еле-еле стал формироваться в нулевые, по установкам другой. И он как раз попытался в 2011-12 взять на себя ответственность за страну. Но таких людей было слишком мало в отношении к большинству.
В этом плане споры о коллективной ответственности вести, вероятно, преждевременно, поскольку общество российского типа абсолютно неспособно взять на себя хоть какую-то ответственность за что либо с ними происходящее. События падают на них откуда-то сверху, внезапно, а их дело — адаптироваться к ним как к погоде (это отношение часто видно на фокус-группах). Понятно, что при таких установках способность к коллективному действию минимальна. Никто ни с кем объединяться и за что-то бороться не будет. Что интересно, такие же крестьянские установки характеризуют даже интеллигенцию, которая, казалось бы, должна быть более гражданственно ориентирована (но тут речь видимо не о числе прочитанных книжек, а о накопленном социальном опыте).
Понятно также, что у такого общества нет механизмов для создания демократии. Оно будет ждать, пока новый батюшка Горбачев/Ельцин с царской руки дарует свободы. И снова эти свободы вернут назад, когда царь-батюшка их заберёт. Само оно пока не способно ни требовать, ни бороться за них.
Мария Снеговая. ПОЧЕМУ СПОРЫ О КОЛЛЕКТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫ
1) Нет, не потому, что это «Путин начал войну, взяв россиян в заложники». Для меня очевидно, что люди хоть отчасти, но отвечают за страну, в которой живут. И куча россиян сегодня стали бенефициарами войны.
Но, как убедительно показывает Лев Гудков, такие установки характеризуют россиян по отношению абсолютно КО ВСЕМУ, выходящему за рамки узкого круга их семей
(https://www.levada.ru/2024/10/16/boites-li-vy-smerti). Россияне не считают себя ответственными ни за что и ни при каких обстоятельствах.
Читать дальше в блоге.