Владимир (Зеев) Гоммерштадт Potemkin’s Jewish Cossacks

      «Еврейские казаки Потемкина: история Израильского полка».     
Один из самых любопытных эпизодов ношения оружия евреями в качестве военных произошел 250 лет назад в Российской империи при Романовых. Это был Израильский полк Потемкина.
«Potemkin’s Jewish Cossacks: The story of the Israelovsky Regiment».
One of the most curious episodes of Jews bearing arms in a military capacity occurred 250 years ago in the Russian Empire under the Romanovs. It was Potemkin’s Israelovsky Regiment.   By ALEX WINSTONAUGUST 23, 2024. Jerusalem Post.

      «Это период великой имперской экспансии», «Екатерина Великая и князь Потемкин, два великих государственных деятеля периода династии Романовых. Потемкин, вероятно, величайший главный министр или самый талантливый министр за все трехвековое правление Романовых». Саймон Себаг Монтефиоре.
Три раздела Польши и Литвы между 1772 и 1795 годами привели миллионы евреев под власть Романовых — обстоятельства, которые привели к росту антисемитизма на протяжении многих лет правления царей вплоть до отречения последнего из них в 1917 году, Николая II.
Я опубликовал статью на эту тему «Потёмкин и евреи», 2022. Обе статьи очень похожи, за некоторыми исключениями.

        В 1762 году на российский престол вступила императрица Екатерина II. Одним из первых деяний императрицы был манифест от 4 декабря 1762 г., приглашавший иностранцев на жительство в Российскую империю. Переселенцам гарантировалось освобождение от уплаты налогов в течение 30 лет, денежная помощь для каждой семьи на обустройство, освобождение от воинской повинности и предоставление земельного надела размером до 30 десятин. Этот манифест инициировал приезд в Россию значительного числа крестьян и малоимущих горожан из немецких государств и ряда западноевропейских стран. В упомянутом манифесте, приглашавшем иностранцев, Екатерина II специально оговорила: «окромя жидов».
Историк Д. Фельдман усматривает в этом реверанс в сторону старомосковской политики и сохранение политики императрицы Елизаветы Петровны, отличавшейся яростной нетерпимостью к иноверцам.
Отвечая на вопросы Д. Дидро, Екатерина высказала опасение, что для русского купечества еврейские торговцы составили бы слишком сильную конкуренцию, «так как эти люди всё притягивают к себе». В общем, она вела политику лавирования: «их (евреев) терпят… делают вид, что не знают, что они в столице… держите все в секрете…» . В этом роде выдержаны неоднократные ее замечания и пометки на бумагах, касающихся евреев.
            В то же время в России XVIII века был государственный муж, который без обиняков и лавирования во весь голос говорил о правах иудеев. Этим человеком был сподвижник и фаворит Екатерины, фельдмаршал и светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический (1739 — 1791). — Почти уникум среди русских военных и государственных деятелей, Потемкин был больше, чем просто толерантен по отношению к евреям: он изучал культуру, наслаждался обществом раввинов и стал их покровителем. К такому выводу пришел современный кембриджский историк С. Монтефиоре. И эта оценка — не исключение. Веротерпимость и благосклонность виднейшего российского сановника к евреям отмечали многие историки.
Возникает неизбежный вопрос: откуда эта склонность у светлейшего князя, любовника и тайного супруга Екатерины, в течение многих лет соправителя Российской империи? По описанию биографов, он рано столкнулся с этим народом и, видимо, его впечатления сложились в пользу евреев. Смоленское имение, где рос Григорий, расположено было неподалеку от мест стародавнего еврейского расселения. Став фаворитом императрицы, он после первого раздела Польши в 1772 г. был пожалован огромным поместьем Кричев-Дубровна на Могилевщине. Там, по воспоминаниям современников, заняты были не только крепостные, но и приглашенные отовсюду деловые люди. Слышалась английская и немецкая речь, разговаривали и на идиш.
Современник рассказывает о пристрастии Григория Александровича к богословским диспутам: «Он держал у себя ученых раввинов, раскольников и всякого звания ученых людей; любимое его было упражнение: когда все разъезжались, призывать их к себе и стравливать их, так сказать, а между тем сам изощрял себя в познаниях».
          Под влиянием Потёмкина Екатерина II в 1772 году предоставила евреям присоединенных территорий определенные гражданские права.
В царском указе от 11 августа 1772 года провозглашалось: «Еврейские общества, жительствующие в присоединенных к Империи Российской городах и землях, будут оставлены и сохранены при всех свободах, коими они ныне в рассуждении закона и имуществ своих пользуются».
Однако, хоть иудеи и получили права отправления религиозных обрядов и пользования имуществом, осторожная Екатерина не уравняла их в правах с другими новыми подданными. Этим же указом она лишила евреев возможности свободно передвигаться по всей России. В 1775 году, когда разрабатывались проекты по привлечению поселенцев в новые южные губернии России, именно Потёмкин настоял на добавлении в проект небывалой оговорки: «включая и евреев».
          Он представил целую программу привлечения иудеев в Новороссию, чтобы как можно скорее развернуть торговлю на отвоеванных землях.
Иудеям разрешалось сооружать синагоги, открывать свои кладбища. В целях увеличения народонаселения края поощрялся ввоз в Новороссию, а в последствии и в Таврию (Крым), женщин из еврейских общин Польши. За каждую такую потенциальную невесту светлейший платил пять рублей. В течение семи лет с них не брали налоги, предоставили право торговать спиртным, обеспечивали защиту от мародеров.
Как и христианам, евреям было предложено записываться в сословия в зависимости от рода занятий и наличия собственности. Все иудеи оказались причисленными к купеческому или мещанскому сословиям, платили налоги и были подсудны магистратам и ратушам.
Указ Сената от 7 мая 1786 года подтвердил полное равноправие евреев. Как отметил американский историк Р. Пайпс, указ «впервые формально провозгласил, что евреи наделены всеми правами их сословия и что дискриминация их на основе религии или происхождения является незаконной». Когда императрица в 1787 году осматривала недавно отвоеванные земли, депутация новороссийских евреев вручила ей прошение об отмене употребления в России оскорбительного для них слова «жид». Императрица согласилась, предписав впредь использовать только слово «еврей».

       В своих планах по окончательной ликвидации Османской империи и завоеванию Константинополя и Иерусалима, принадлежавшего тогда Турции, Потёмкин решил опираться на евреев. В 1786 году Светлейший формирует целиком из иудеев так называемый Израильский конный полк. Этот полк, по его мысли, надлежало в дальнейшем переправить в Палестину. Со времен римского императора Тита, разрушившего в 70 году н.э. Иерусалимский храм, это было первой в мировой истории попыткой вооружить евреев. Представлялся светлейшему один эскадрон будущего полка. В лапсердаках, со столь же длинными бородами и пейсами, сколь коротки были их стремена… Батальонный командир, серьезнейший немец, употребивший немало трудов, чтобы обучить сколько-нибудь сынов Израиля искусству верховой езды и военным эволюциям, командовал, и все шло по уставу порядком…. Кажется, этого только и добивался светлейший. Он прекратил эволюции, поблагодарив батальонного командира – Ничего, они уже недурно держатся в седле и если еще подучатся, из них выйдет отличное войско, – пресерьезно говорил Потемкин.
Российские евреи героизировали Потёмкина, понимая, что нашли в его лице надежного защитника и покровителя. Сохранились свидетельства об их радушных приемах Светлейшего, о величальных одах в его честь. И в самом деле, пока был жив князь Тавриды, благополучию и покою евреев, казалось, ничто не угрожало. Но 5(16) октября 1791 года по пути из Ясс в Николаев Светлейший скончался. Проект «Израильский полк» был свёрнут.
Напуганная революционными событиями во Франции, императрица поспешила ограничить евреев в правах и указом от 28 декабря 1791 года ввела так называемую черту оседлости, вне которой не могло проживать еврейское население. Черта оседлости была отменена только Временным правительством после Февральской революции 1917г.
https://www.partner-inform.de/partner/detail/2008/3/233/2844/svetlejshij-pokrovitel-inovercev?lang=ru
          Наибольшее влияние на Григория Александровича оказал Иехошуа Цейтлин (1742-1822). Вместе с князем он путешествовал, строил города, а также оформлял займы для снабжения армии, возглавлял монетный двор в Крыму. Уроженец Шклова, ученый-гебраист и тонкий толкователь Талмуда, Цейтлин был одновременно крупным купцом и управляющим Потемкина и часто вел с ним талмудические дискуссии. Друг светлейшего, этот еврей по воле своего покровителя получил титул надворного советника и имение Устье в Могилевской губернии с 910 крепостными душами. В сем имении Цейтлин, как подлинный еврейский меценат, создал свой бет-ха-мидраш, где собирались талмудисты, пользуясь собранной хозяином уникальной библиотекой. Поддержку “еврейского помещика” получали и маскилим, и среди них – известный писатель и педагог Менахем Мендл Левин;  знаток ивритской грамматики Нафтали Герц Шулман;  раввин, астроном и популяризатор науки Барух Шик. Ученик раввина и талмудиста Арье Лейба, Цейтлин сохранял набожность и носил традиционную еврейскую одежду. Он часто ездил в Берлин, где неоднократно навещал одного из основоположников движения Хаскала, философа Мозеса Мендельсона. Представитель первого поколения еврейских просветителей в России, Иехошуа находился под значительным влиянием раввинистической культуры, ярчайшим выразителем которой был тогда знаменитый Виленский гаон Ребе Элиаяху бен Шломо (1720 – 1797). Он объединял в своем мировоззрении идеалы европейского Просвещения и еврейской интеллектуальной традиции. По свидетельствам очевидцев, Цейтлин часто “расхаживал вместе с Потемкиным, как его брат и друг”. Между прочим, Иехошуа представил Потёмкину своего зятя, впоследствии общественного деятеля и крупного откупщика Абрама Израилевича Перетца (1771-1833), получившего как традиционное еврейское, так и широкое общее образование. По совету и по протекции Потемкина тот переселился в закрытый для иудеев Петербург, где открыл финансовую контору.

https://7iskusstv.com/2012/Nomer2/Berdnikov1.php
        В начале 19 века, завоевывая Европу, Наполеон Бонапарт распространял идеи революционной Франции: равенство граждан и верховенство закона. Ортодоксальный раввин Берл Вайн в книге «Триумф выживания: история евреев в современную эпоху 1650–1990″ утверждает, что Наполеон был заинтересован в первую очередь в том, чтобы евреи ассимилировались, а не процветали как отдельная община: «Внешняя терпимость и справедливость Наполеона по отношению к евреям была фактически основана на его плане полного их исчезновения посредством ассимиляции и смешанных браков». В целом своей политикой Наполеон значительно улучшил положение евреев во Франции и Европе.
Незадолго до смерти раввина Шнеура Залмана из Лиади (Любавический ребе,1745-1812, основатель Хабад), французская армия вторглась в Россию. Хотя Наполеон якобы принес с собой равноправие людей, раввин Шнеур Залман считал, что победа Наполеона принесёт ужасную духовную опасность и смутит людей. Поэтому он поддержал победу русских и даже привлек своих учеников для оказания помощи в боевых действиях. Все полгода, которые французская армия провела в России, русское командование получало довольно точные сведения о передвижениях неприятеля и, более того, умудрялось обмениваться сообщениями между различными соединениями, даже если они были разделены французскими войсками. Помогала им в этом так называемая «еврейская почта». Служба связи, связисты.
Несомненно, Любавический ребе знал о деятельности Потёмкина и Иехошуа Цейтлина.
         Одной из главных проблем Российской империи в начале XIX века была почтовая служба. Дороги были плохи, лошадей было не достать; поэтому еврейские предприниматели наладили в западных губерниях Российской империи собственную систему сообщения между городами и поселениями, которую местные жители прозвали «еврейской почтой». Роль почтовых станций в этой системе играли еврейские корчмы, а тракты для спрямления пути часто пролагались через довольно глухие места, далеко отстоящие от государственных дорог. «Еврейская почта», как пишет историк С. Гинзбург, «работала довольно исправно и быстро; во всяком случае, она значительно опережала тогдашних курьеров и фельдъегерей». Превосходство этого частного средства связи над государственными хорошо иллюстрирует тот факт, что первое известие о начале переправы французов через Неман было доставлено от городничего Ковно (Каунас), именно еврейским нарочным. http://1812.nsad.ru/182

Добавить комментарий