За чередой трагических событий уже кажется во всех возможных локациях (теперь и у нас в Британии), для большинства наших читателей события прошлых выходных на рынках скорее всего прошли незамеченными. А между тем живи мы в менее кровожадное время, 3-5 августа были бы у всех на устах: впервые за много-много лет на рынках произошло нечто редкое, удивительное и интересное.
Коротко о фабуле: мировые рынки, которые умеренно корректировались уже около месяца (для совсем не знающих матчасти рынки так делают периодически, а потом растут, а потом опять корректируются), в выходные (то есть, когда нет организованных торгов, а есть только сделки вне рынка и индикативные определения цен) неожиданно рванули вниз как подкошенные. Победителем в этом коротком поистине олимпиадном забеге на два дня оказался японский рынок, который до того три месяца рос как на дрожжах: к утру своего понедельника Nikkei упал на 25% — невиданное движение с конца 80х годов. За ним пытались угнаться американские индексы (падение почти и чуть более 10%, тоже редкость изрядная), участие в забеге приняли биржевые товары, индексы рисковых облигаций и прочие инвестиционные продукты. Как обычно сбоку от основной беговой дорожки с присвистом промчался биткоин, подешевевший кажется на 30% — про остальные криптовалюты даже писать не хочу.
Все эти странности происходили на фоне тотальной истерики участников рынка – индекс волатильности, который до того уже бог знает сколько лежал на боку в районе 10 – 15 пунктов, взлетел к утру понедельника до 60 (цифра встречавшаяся в истории всего несколько раз, выходящая за всякую статистику и означающая «всему конец»). Конец и правда наступил, но далеко не всему.
На этом новостном фоне вся «аналитическая рать», десятки тысяч гуру и гурочек, промышляющих инвестиционными советами лохам за деньги, выпустила в мутную воду тонны чернил с объяснениями происходящего и предсказаниями будущего. Большинство сходилось в том, что «вот она катастрофа, которую так давно ждали». Объяснения варьировались от «потому что рынки дорогие» до «статистика по рынкам труда в США вышла слабая». Толпы взволнованных гуру вопрошали: «Спасет ли ФРС рынок понизив ставку на экстренном внеочередном заседании уже в понедельник (ну, во вторник), или катастрофа неминуема?».
Один мой ФБ знакомый, периодически постящий на тему «как я заработал охулиард и уехал на Мальдивы, но уже приехал и снова хочу кушать», немедленно разразился рекомендацией «на открытии рынка в понедельник срочно всё зашортить, а потом через некоторое время закрыть шорты и встать в длинную позицию. «Такое бывает раз в жизни – доверительно сообщал он – вы можете утроить капитал и уехать на Мальдивы!» (с Мальдивами у него какой-то пунктик, не знаю, в чем там дело, и почему они связаны именно с утраиванием капитала, а не например с учетверением).
Между тем в понедельник рынки, открывшиеся с огромным гэпом (то есть – сильно ниже уровней закрытия пятницы, что, собственно, и было предопределено внерыночными движениями в выходные), немедленно пошли вверх. До обеда (по Америке) они отыгрывали часть падения, после обеда чуть пошли вниз, но понедельник закрылся выше открытия. За неделю (пишу в пятницу американским утром) рынки отыграли, где половину, где две трети падения в выходные. Индекс волатильности к концу дня понедельника был уже 33, а сейчас он 23. Шоу закончилось – инвесторы, которые, например обильно праздновали прошлую пятницу, и не останавливались до середины недели, проснувшись в среду-четверг и выпив достаточно рассола и аспирина, не заметили бы вообще ничего – как будто медленная коррекция так и продолжается.
Разумеется, не для всех прошедшая аномалия оказалась безболезненной. Кто-то последовал совету горе-гуру из моего ФБ и тысяч таких же, и теперь вместо Мальдив будет брать кредит до зарплаты. Серьезные игроки, стратегия которых была основана на арбитраже между ценой коротких и длинных опционов, потеряли очень много денег (короткие, обычно более дешевые, опционы на таком росте волатильности резко взлетели в цене, в то время как длинные, больше зависящие от движения рынка, поменяли цену намного меньше). Мы знаем как минимум один фонд с отличной репутацией на рынке, который потерял 40% за один день.
У нас понедельник тоже был драматическим: наши стратегии консервативны, так что от бегства из риска они только выигрывают; вопрос – сколько выиграть – был ключевым. Кульминацией понедельника стала моя дискуссия с Майклом Портным – он уверял что рынки дальше вниз не пойдут (или пойдут не сильно) и надо по максимуму сыграть против настроений инвесторов. Я говорил, что нам платят не за игру, а за надежность управления и даже если риск потерь невелик, мы не имеем права подвергать ему инвесторов. В итоге мы «сговорились» на очень осторожных действиях – наша опционная стратегия обогатила инвесторов примерно на 2% за эту неделю. Кто из нас был прав? Майкл, конечно, он опытнейший трейдер и буквально видит рынок. И – я тоже был прав: невозможно было знать, что будет, и рисковать за лишние пару процентов потерями в десятки процентов, пусть и почти невероятными, мы не должны.
Так что же это было на самом деле? Догадки и прогнозы блогеров, аналитика трейдеров и инвестбанков, разумеется, не стоят того, чтобы их читать – они пишутся не потому, что авторы способны что-то объяснить или предсказать, а чтобы привлечь инвесторов, заставить их делать транзакции, платить за подписки или на худой конец смотреть рекламу в каналах. Все эти разговоры про «статистику в США» или «страх снижения ставки» применительно к падению рынков уже завтра будут в их текстах объяснять рост рынков с тем же апломбом.
В реальности прошлый уикенд дал нам еще одно свидетельство того, что современные рынки не двигаются рациональными факторами (это может быть удивительно для новичков на рынке или привыкших слушать потоки информации от «гуру», но совершенно не удивительно для специалистов по сложным системам). На рынках сегодня действуют миллионы участников, большая часть которых использует неполную информацию, делает из нее неправильные выводы, и имеет множество совершенно разнообразных интересов (да да, сегодня «заработать прибыль на росте стоимости инвестиций» хочет меньшинство участников рынка). Позитивная обратная связь, как и самые разнообразные виды других обратных связей действуют на рынке одновременно и очень сильно его искажают. Сам же рынок – это тонкая пленка сделок на поверхности океана ценных бумаг – сегодняшние цены могут определяться транзакциями на тысячные, если не миллионные доли процента рыночной капитализации. Естественно, рынки не будут стабильными; им свойственно время от времени просто в силу совпадения совершенно случайных факторов приходить в хаотическое состояние, и если их не стабилизировать извне, они могут сваливаться в долговременный экспоненциальный тренд … или («и потом» как вариант) восстанавливать стабильность самостоятельно (хаос есть хаос).
Что случилось в выходные и в понедельник? Для начала – произошло такое сваливание в хаос на очень тонком рынке вне бирж. Что стало дестабилизирующим фактором неизвестно и неважно, предсказать его невозможно и в следующий раз он будет другим. Что случилось в понедельник на открытии торгов? Ритейл платформы, являющиеся главным источником позитивной обратной связи на рынке «испытали серьезные проблемы, не позволившие большинству инвесторов делать сделки» примерно в течение 2 часов с момента открытия торгов. Крупные же инвесторы оказались слишком медленными или слишком разумными чтобы поддаться панике. Рынки на открытии пошли вверх (не в последней степени потому, что в отсутствие паникующих инвесторов многие игроки, в том числе – автоматические, стали покупать бумаги, обесценившиеся ниже целевых значений). Через несколько часов всё было кончено – рынок вошел в свою случайную, но стабильную колею. ФРС не потребовалось, хватило ритейл-платформ (возможно кстати их теперь оштрафуют за перебои в торгах, а я бы – наградил).
О чем всё это должно говорить тем, кто имеет или хочет иметь отношение к инвестированию? Я думаю, мы только что видели ярчайшее опровержение идеи о предсказуемости рынков на основе публичной информации, а заодно и надежды на то, что можно успешно инвестировать, читая какой-нибудь телеграм-канал с рекомендациями или слушая инвестиционные советы очередного видеоблогера. Идеи эти совершенно религиозны (религия – это как раз способ нахождения простых неверных объяснений сложным и часто необъяснимым явлениям) и потому совершенно неприменимы на практике.
Мне остается только повторить свою старую мантру: вы никогда не получите долгосрочный результат «лучше рынка» если у вас не будет специфического инвестиционного преимущества; такое преимущество никто никогда вам не передаст бесплатно, не научит вас иметь такое преимущество на краткосрочных курсах, его нельзя подсмотреть у соседа; брокеры и банки не будут использовать свои преимущества на вас по доброте душевной, а на самом деле и вообще не будут – потому что им от вас нужен оборот и покупка самых дорогих продуктов.
Можно ли получить прибыль, не имея такого преимущества? Разумеется. Но это не будет вашей заслугой – это будет случайным капризом рынка. Примерно, как тот каприз, который кинул рынки вниз в прошлые выходные.
С такими знаниями финансов, рынков, бирж, инвестиций и тому подобного человек остаётся одним из участников гостевой книги и явно проводит время не на Мальдивах.
Андрей Мовчан. ПРОГНОЗ ПОГОДЫ НА ВЧЕРА, ИЛИ ЖЕРТВЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ АВГУРОВ
За чередой трагических событий уже кажется во всех возможных локациях (теперь и у нас в Британии), для большинства наших читателей события прошлых выходных на рынках скорее всего прошли незамеченными. А между тем живи мы в менее кровожадное время, 3-5 августа были бы у всех на устах: впервые за много-много лет на рынках произошло нечто редкое, удивительное и интересное.
Коротко о фабуле: мировые рынки, которые умеренно корректировались уже около месяца (для совсем не знающих матчасти рынки так делают периодически, а потом растут, а потом опять корректируются), в выходные (то есть, когда нет организованных торгов, а есть только сделки вне рынка и индикативные определения цен) неожиданно рванули вниз как подкошенные. Победителем в этом коротком поистине олимпиадном забеге на два дня оказался японский рынок, который до того три месяца рос как на дрожжах: к утру своего понедельника Nikkei упал на 25% — невиданное движение с конца 80х годов. За ним пытались угнаться американские индексы (падение почти и чуть более 10%, тоже редкость изрядная), участие в забеге приняли биржевые товары, индексы рисковых облигаций и прочие инвестиционные продукты. Как обычно сбоку от основной беговой дорожки с присвистом промчался биткоин, подешевевший кажется на 30% — про остальные криптовалюты даже писать не хочу.
Читать дальше в блоге.