Вдадимир (зеев) Гоммерштадт Речица.

Альберт Каганович. [ https://s.berkovich-zametki.com/y2024/nomer2/kaganovich/ ]
Трансфер лидерства в Хабаде на рубеже XIX-XX веков.

          Седьмой Любавичский Ребе Менахем Мендель Шнеерсон – духовный лидер еврейского народа и его национальное достояние. Сейчас отмечают 30 лет со дня кончины Любавического Ребе, новый лидер пока не появился. Ребе оставил духовное наследие, Учение Хабад, Ребе акцентировал положительный подход и действие. Не всегда у евреев был лидер такого масштаба.
Слово Хабад является абревиатурой иврита, которыми обозначаются три силы интеллекта: хохма — мудрость, бина — понимание, даат — знание. Еврейская религиозная философия учение Хабад раскрывает высшие уровни мудрости Торы, направляя разум человека на постижение Творца, понимание цели сотворения мира и осознание важности и особой миссии каждого создания. Хабад учит человека выверять каждое свое действие и чувство мудростью, пониманием и знанием.

        11 октября 1908 г. ведущая размеренную провинциальную жизнь Речица сильно встрепенулась. Вся дорога от дома на улице Успенской и до самого еврейского кладбища на окраине была устлана бархатом.[1] В этом доме тогда скончался хабадский цадик (адмор) Шалом Дов Бер Шнеерсон (род. в Любавичах в 1836). Проводить его в последний путь собрались невиданные прежде в этом уездном центре Минской губернии тысячные толпы народа, а на последующую шиву (семидневный траур) собрались многие раввины, и среди них лидеры Хабада.
Дов Бер, по традиции считается вторым хабадским цадиком, унаследовавшим этот титул от отца Шнеура Залмана (1745–1812) из Ляд, основателя Хабада. Между тем после смерти Шнеура Залмана большая часть последователей его учения признала приемником не сына, а лучшего ученика — авторитетного учёного Арона га-Леви Горовица из Староселья (Могилёвская губерния), написавшего несколько важных теологических трудов. Он тоже был провозглашен цадиком. После его смерти в 1828 г. этот титул унаследовал его сын Хаим Рафаэль, с кончиной которого в 1842 г. старосельское течение Хабада угасло.
Шалом Дов Бер сделал Речицу новым центром хабадского движения, хасидский двор наполнился паломниками. Речицер наставлял их, выдавал раввинские свидетельства, благословлял на раввинские и судебные должности, а также на издание книг.[12] О его большом авторитете и активной деятельности в этот период свидетельствуют многочисленные респонсы — вопросы и ответы раввинов. Известный религиозный писатель и философ Гилель Цейтлин (1871–1942) считал Шалома Дов Бера Шнеерсона одним из великих людей своего времени.
         Никто из сыновей Шалом Дов Бера не обладал достаточной харизмой, чтобы возглавить Хабад. Любавичер Йосеф Ицхак, также по имени Дов Бер (1880-1950), с 1917 года начал создавать разветвлённую единую хабадскую сеть через своих специальных посланников, направляемых даже в самые удалённые окраины, такие как Сибирь, Кавказ и Средняя Азия. С их помощью к концу 1920-х он фактически объединил всех последователей Хабада, прежде привязанных по месту проживания к своему полуавтономному раввину[34].  Централизация лидерства, взаимная экономическая поддержка при миграции с места на место, и перегруппировке сил, а также обмен информацией помогли хабадникам выжить в условиях сильных гонений на иудаизм в СССР. Кроме этого, объединение давало им чрезвычайно важное чувство братства, помогавшее морально не сломиться в обстановке репрессий.

        Я был в Речице в 1971 году, Нефтяное месторождение Речица. Геологическое управление находилось в Гомеле, Геофизическая служба и Контора бурения находились в Речице.  В Речице были евреи, местное население относилось к евреям доброжелательно. Городская гостиница располагалась в бараке, администратор сказала мне несколько слов на идиш. Рядом с гостиницей был установлен танк Т-34 на пьедестале, освобождение Речицы 1943 год, Речица была сильно разрушена, строительство гостиницы проводилось параллельно с пьедесталом для танка.
        23 августа 1941 года Речица и район были оккупированы немецко-фашистскими захватчиками. За время оккупации они уничтожили свыше 5 тысяч человек. Им оказывали сопротивление в городе 5 групп патриотического подполья, в районе действовали две партизанские бригады. 18 ноября 1943 года Речица была освобождена войсками Белорусского фронта.
        Немцы очень серьёзно относились к возможности еврейского сопротивления, и поэтому в первую очередь убивали в гетто или ещё до его создания евреев-мужчин в возрасте от 15 до 50 лет. В 20-х числах ноября 1941 года немцы согнали всех евреев в гетто. Гетто было организовано в двух двухэтажных зданиях в фабричном районе города на территории бывшей тюрьмы на углу улиц Фрунзе и Советской. Узниками стали не менее 785 семей евреев (около 3500 человек), и к ним также присоединили военнопленных, коммунистов и советских активистов (вскоре убитых вместе с евреями).
В 1971 году еврейское кладбище Речицы было в запущенном состоянии, мы ходили на работу от остановки автобуса через еврейское кладбище.

Добавить комментарий